Пословицы из сказок. Тематическая подборка пословиц и поговорок к произведениям Причина нарушения режима

Главные герои рассказа «Детвора» — ребята, оставшиеся вечером без присмотра родителей, которые уехали в гости. Дети сидят за столом и, несмотря на поздний вечер, играют в лото на деньги. У каждого из них есть свой интерес в игре.

Гриша, ученик приготовительного класса, играет исключительно ради тех копеечек, что лежат на столе. Его сестра Аня деньгами интересуется мало. Для нее главное – выиграть. Другая его сестра, Соня, участвует в игре ради самой игры. Процесс выкрикивания чисел и раскладывания стеклышек на карты ее очень увлекает. Самый младший, Алеша, рад уже тому, что сидит вместе со всеми детьми за столом и его никто не прогоняет. В игре еще участвует сын кухарки, Андрей, которого привлекают сами числа, вокруг которых вертится игра.

Веселья игре добавляют смешные прозвища для некоторых чисел. Так, семерка – это кочерга, а одиннадцать – палочки. Число семьдесят семь дети уважительно называют Семен Семеныч.

В какой-то момент в гостиную входит Вася, ученик 5 класса. Он тоже хочет играть в лото, но у него только рубль, а ставка – одна копейка. Детвора отказывается принимать его рубль вместо копейки. Положение спасает Соня, которая ставит копейку за Васю.

Внезапно Гриша заявляет, что уронил копейку, и дети лезут под стол. Пока они занимаются поисками, Соня засыпает прямо за столом. Дети ведут ее в родительскую спальню, но сами тоже засыпают в процессе укладывания Сони. Выигранные в лото копеечки валяются на полу возле кровати. Сейчас они не имеют для ребят никакой ценности. Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Детвора» состоит в том, что дети видят мир по-своему, совсем не так, как взрослые. Для них важно то, чему не придают значения взрослые и наоборот, они безразличны к тем ценностям, которые признают взрослые. Когда Вася пытается поставить в игре рубль вместо копейки, никто из детей не соглашается на такую замену, хотя рубль гораздо дороже копейки. Для играющих важно, чтобы на тарелочку легла именно копеечка. И Соня, ничуть не жалея своих копеек, делает ставку за Васю. Рассказ учит с пониманием относиться к детским причудам и играм. Ведь именно через игру дети познают окружающий мир.

В рассказе мне понравилась девочка Соня, которая с увлечением играла в лото не ради выигрыша, а ради самого процесса игры. Она, нисколько не жалея, поставила свою копейку сначала за сына кухарки Андрея, а потом за гимназиста Васю. И она же первой крепко уснула, пока ребята искали под столом упавшую монетку. Следую примеру Сони, дети дружно уснули в маминой кровати, так и не дождавшись приезда родителей.

Какие пословицы подходят к рассказу «Детвора»?

Изба детьми весела.
Малые детишки, что чистые звездочки: и светят и радуют в темную ноченьку.

Рождественский рассказ «Детвора» был написан А. П. Чеховым в самом начале 1886 года. Материалом для него стали наблюдения писателя над детьми полковника Б. Маевского, командира артиллерийской батареи в Воскресенске. Чехов во время своего пребывания в Воскресенске (1883-1884 гг.) подружился с этой семьей, в которой росли дети Аня, Соня и Алеша.

В январе 1886 года рассказ «Детвора» с подзаголовком «Сценка» был впервые напечатан в «Петербургской газете» за подписью А. Чехонте. Рассказ был с одобрением встречен современниками - как критиками, так и читателями; при жизни писателя он был опубликован 19 раз. Название рассказа Чехов вынес на обложку вышедшего в 1899 году сборника произведений о детях.

Композиция рассказа

«Детвора» представляет по жанру наблюдение-зарисовку за детьми, которые остались поздним вечером дома одни и в отсутствие взрослых не ложатся спать, а играют в лото.

Рассказ с незамысловатым сюжетом приглашает читателя окунуться в мир счастливого и беззаботного детства.

Экспозиция выражена в произведении словами автора, что дети дома ждут родителей с крестин. Событие – сцена игры в лото. Дети играют очень азартно, на деньги. Малыши обмениваются репликами, совершают различные поступки (дерутся, ищут завалившуюся копейку). В этой части рассказа авторский текст скуп. Неожиданный финал произведения – засыпание детей на маминой кровати – создает комический эффект.

Система образов

В «Детворе» Чехов создает целую галерею детских портретов. Писатель не только умело, точными штрихами рисует внешность героев, но и показывает, что у каждого из детей уже есть или начинают проявляться индивидуальные особенности характера, ведь каждый ребенок – это личность.

Девятилетний Гриша завистлив и корыстолюбив, играя в лото исключительно из-за денег. Для восьмилетней Ани «счастье в игре…вопрос самолюбия» , поэтому она ревностно следит, чтобы никто не выиграл. Шестилетняя добрая и жизнерадостная Соня «играет в лото ради процесса игры» , одинаково радуясь за каждого выигравшего. «Пухлый шаровидный карапузик» Алеша в силу возраста не имеет «ни корыстолюбия, ни самолюбия» . Мечтатель по натуре, кухаркин сын Андрей безучастен к выигрышу, его жгучий интерес вызывают цифры: «сколько на этом свете цифр и как они не перепутываются!» .

Контраст беззаботной детворе являет образ пятиклассника Васи - «маленького старичка» , рассуждающего как взрослый: «Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять играть им в азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать. Возмутительно!» .

Особенности рассказа

В «Детворе» особенно отчетливо проявляется такая характерная особенность чеховского способа изображения, как сжатость. Буквально несколькими штрихами он рисует портреты детей от мала до велика. Язык рассказа очень колоритен, изобилует меткими и яркими словами – «дети играли так вкусно…» .

Ребенок видит и воспринимает окружающий его мир не так, как взрослые. В «Детворе» Чехов видит мир глазами ребенка, и в этом мире опыт взрослого бесполезен. Здесь копейка стоит дороже рубля, а ценность денег условна – «Возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры» . Читатель приглашается исследовать и открывать мир вместе с ребенком, увидеть в обычном необычное и новое. С помощью точных художественных деталей писатель ярко и выразительно описывает детский мир: здесь и стеклышки, и белеющее блюдечко с пятикопеечными монетами, и недоеденное яблоко, и ножницы. Ребенок видит и интересуется тем, что находится здесь и сейчас – Чехов в рассказе учитывает эту особенность детского мировосприятия, описывая лишь обеденный стол, за которым играют дети.

В речевых характеристиках героев писатель использует «детские» номинации, передавая фразеологическую точку зрения ребенка – «…тот старенький офицер, который ездит на маленькой серой лошади» . Добрую улыбку вызывают бойкие и азартные выкрики детей, называющих цифры: «Двадцать восемь – сено косим!» .

О глубоком понимании Чеховым детской психологии свидетельствует и пожелание спокойной ночи в завершении рассказа: Чехов заодно с детьми, он вошел в их мир.

Яркий, беззаботный и светлый рассказ «Детвора» передает все обаяние детства.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

Н очь, висячая лампа освещает стол с ореховой скорлупой, монетками, фантиками, шестеро ребятишек в ожидании взрослых играют в лото. Милый светлый рассказ Чехова, в котором ярким и кратким языком описан особенный уютный мирок детства.

За детьми, предоставленными самим себе, всегда интересно наблюдать. Антон Павлович подарил такую возможность в виде миниатюры-зарисовки. Несмотря на некую камерность произведения - основное действие происходит в столовой, где за обеденным столом играют дети - у читателя создаётся впечатление, что все происходящее он наблюдает, находясь в соседней комнате. Писателем настолько правдиво переданы детская непосредственность и беззаботность, что даже молчаливое присутствие взрослых рядом с детьми становится неуместным.

Занимательно, что отсутствие старших детвора не восприняла как сигнал к «празднику непослушания», это время они посвятили не шумной забаве, а пусть незначительному, но все же занятию - игре в лото. «Маленькое дело, лучше большого безделья». Дети настолько, как говорит автор, «вкусно играют», даже скучающему в соседней комнате гимназисту Васе, захотелось присоединиться к процессу, хотя он вышел к детворе только за тем, чтобы пожурить их.

Описание игроков-полуночников довольно скупо, но в стройные фразы писатель умудряется уложить особенности характера каждого ребёнка, при этом для полноты психологического портрета Чехов обращается к манере и поведению каждого во время игры. «В игре и дороге узнаешь человека» - гласит казахская пословица.

Самый взрослый из кампании Гриша играет «исключительно ради денег», и если бы не финансовое подкрепление игры, он давно пошёл спать. Для Гришиной сестры Ани, худенькой девочки с умными глазами, выигрыш - вопрос самолюбия, «копейки её не интересуют».

Игра милой хохотушки Сони очень добродушна, она с лёгким сердцем готова кредитовать оставшихся без денег детей.

Малышу Алёше не столь важно лото, сколько его радует сама возможность засидеться допоздна, «не укладывают спать - и на том спасибо». Интересуют его также недоразумения, неизбежно возникающие там, где присутствует азарт.

Совершенно с иной стороны ночные посиделки привлекают черномазого Андрея, кухаркиного сына. Он поражён количеством цифр на свете и тем «как они все не перепутаются».

Оживлённость, кураж, разные темпераменты - неудивительно, что при таких обстоятельствах забава не может проходить степенно, по-взрослому. И конфликт не заставляет себя ждать. Из-за неожиданного выигрыша Андрея, между ним и Алексеем, обвинившим его в мошенничестве, завязывается потасовка. Андрей настолько возмущён ложными подозрениями, что в порыве чувств ударяет Алексея по голове. «Нечем бить, так кулаком» - выражение применимо не только к игрокам, но и к ситуации, когда физическую силу лучшим доказательством и ответом.

Заканчивается «Детвора» совершенно по-чеховски. Уснувшую во время поисков монеты Соню всей гурьбой повели укладывать в постель, финальная сцена - все дети вповалку спят на одной кровати.

Общая атмосфера рассказа, несмотря на недоразумения между мальчиками и страшные истории Андрея, очень дружелюбна и по-детски беспечна. Такая беззаботная радость сиюминутному, каждой мелочи свойственна только одному периоду жизни человека - детству. «На счастливую младость не скупится радость». Великий русский писатель и драматург описывал разное детство - счастливое и безмятежное, «взрослое» и безрадостное, но он тонко подметил одну особенность, присущую всем маленьким героям, - мгновенную готовность забыть все невзгоды и так искренне наслаждаться настоящим.

Содержание страницы: пословицы и поговорки к рассказу Чехова «Детвора»; краткое содержание этого рассказа.

Трудно написать краткое содержание рассказа «Детвора». Чехов был искусным мастером короткого рассказа. Это ему принадлежит фраза о том, что краткость приходится сестрой таланту. Величайший отечественный писатель, обладающий изумительным чувством юмора, он мог двумя словами передать жанровую сценку, которая оживала перед глазами.

Своеобразный конспект

Соревноваться с гением в лаконичности невозможно. Как и невозможно вместить красоту его языка в краткое содержание. «Детвора» (Чехов) - маленькое, но невероятно яркое произведение. В рассказах автора наслаждаешься каждым словом. И все же можно попытаться передать основную идею в виде конспекта: «Поздний вечер. Родители ушли на крестины к знакомому офицеру. Четверо младших детей и кухаркин сын играют в лото. В соседней комнате скучает старший сын-гимназист, на кухне няня учит кройке кухарку. Играют на денежку. Пока четверо ищут закатившуюся копеечку, красавица Соня засыпает. Ее относят на мамину кровать, на которой мгновенно мирно засыпают и все остальные игроки».

Любимый с первой публикации

Вот такое краткое содержание. «Детвора» (Чехов) - гениальный рассказ, издававшийся при жизни автора 19 раз. Впервые он был опубликован на страницах 19 номера «Петербургской газеты» от 20 января 1886 года. Он полюбился читателям сразу, был благостно встречен критикой. Антон Павлович вынес название рассказа на обложку сборника произведений для детей.

Книга вышла в 1899 году, а в 1903-м рассказ «Детвора» Чехов публикует с рисунками Д. Кардовского, известного педагога и талантливого иллюстратора (например, ему принадлежат иллюстрации к книге «Горе от ума» Грибоедова) Всё говорит о популярности рассказа - иначе и быть не могло. Гениальная зарисовка, показавшая маленький отрезок времени из жизни детей одного семейства. Умный, добрый, написанный прекрасным языком рассказ. Что называется, хорошая русская классическая проза.

Радостная атмосфера рассказа

В некоторых статьях произведение «Детвора» (Чехов) относят к жанру «рождественского рассказа». Это не совсем так. У Чехова нет и намека на временной период. Поздний вечер - и все. Единственное, что роднит рассказ с жанром - это доброта, которой он пронизан, и интерьер - освещённый стол, на котором блестят разноцветные стёклышки, лежит скорлупа от орехов и бумажки, очевидно, фантики от конфет. То есть атмосфера праздничная. А разве это не праздник, когда можно засидеться всей компанией допоздна, надавать друг другу тумаков, помириться, объесться конфет, и все это без окриков взрослых, потому что их нет рядом.

Прообразы героев

Родители и тетя Надя ушли на крестины, няня на кухне учит кухарку кроить, в столовой одна детвора - таково в двух словах краткое содержание («Детвора», Чехов А. П.). Вряд ли так коротко можно передать описания главных действующих лиц - потеряется их прелесть, а возможно, и очарование всего рассказа. Гениальный писатель в своем произведении несколькими фразами создавал конкретные образы с характерами. Кратко пересказать их трудно.

У Гриши, старшего и главного за столом, карие глазки бегают, сам он от волнения все время вертится. Его обуревают страх, жадность и «финансовые соображения». В рассказе каждое слово на вес золота, и невозможно короткие лаконичные произведения уникального автора передавать сжато - теряется все очарование и магия зарисовки. Чехов описал семью полковника Б. Маевского, с которым был дружен и тесно общался, проживая в 1883-1884 годах в Воскресенске. Он имел возможность наблюдать за детьми, имена которых он сохранил в рассказе - двух девочек, Ани и Сони, и малыша Алеши.

Просто гениальная зарисовка

Тонкий и умный наблюдатель, человек, искренне любящий и понимающий детей, совершенно лишённый «сюсюканья» по отношению к ним, Антон Павлович Чехов писал замечательные рассказы о маленьких людях. Многие крупные литераторы отмечали его умение создавать образы очень трогательные, но без грамма, как говорил В. Набоков, сентиментальности. Рассказ «Детвора» Чехова написан взрослым человеком для взрослых. Надо отметить, что произведение полностью лишено назидания и морали - никаких «брошенных на произвол судьбы» детей, никакого конфликта поколений и непонимания взрослыми детского мира. Наоборот, при чтении создается впечатление, что речь идет об очень дружной семье хороших людей.

Симпатичная семья русских интеллигентов

Кухаркин сын Андрей играл с ними на равных, надавал ответных тумаков карапузу Алеше, о котором автор сказал, что в душе он «та еще бестия», и заснул в результате на краю господской кровати в куче со всеми. И слушали его «страшилки» про ночь, кладбище и разбойников уважительно, без насмешек. Это говорит о многом. Очевидно, взгляды семьи были довольно демократичны, жили дружно, без истерик. О свободе прислуги в семье говорит и тот факт, что няня Агафья Ивановна ушла на кухню не на 5 минут, и, наверное, об этом ее попросили главные герои рассказа Чехова «Детвора».

Причина нарушения режима

Дети хотели, как взрослые, поиграть в лото на деньги, а главное, дождаться родителей и тетю Надю, чтобы узнать в подробностях, как прошли крестины, что подавали к ужину и как выглядел ребеночек. Очевидно, так бывало и раньше. И можно предположить, что молодая, красивая и любимая тетя рассказывала о вечере, проведенном в гостях, очень смешно. Все это, конечно, предположения, но в этом и талант автора - он произносит емкую, короткую фразу, и она выражает так много, что можно о ней говорить и говорить. Итак, за освещенным столом сидели четверо хозяйских детей и кухаркин сын, очень увлеченные игрой.

Портреты детей

Каждому посвящено несколько слов, и каждого можно представить себе четко. Мало того, можно представить, каков этот ребенок в жизни. Очаровательная кокетка - шестилетняя Соня, непосредственная добродушная девочка с цветом лица дорогой куклы, как написал А. П. Чехов. Детвора любила ее, и, уснувшую, ее пошли провожать все. Три слова - цвет лица бонбоньерки - и видишь белоснежную фарфоровую физиономию с нежным румянцем. Старшая сестра Аня - умная и самолюбивая, азартная, способная ради выигрыша замолчать правду.

Что еще можно вместить в краткое содержание? «Детвора» (Чехов) - это изысканность и вместе с тем простота повествования. Одной фразой описана внешность старшего за столом - Гриши. А попробуй описать - получается полстраницы. Игра захватила детей, каждому нужна была победа по разным причинам, нужны были копейки (ставка в игре), которые потом, уснув, они рассыпали по всему полу, как потерявшие свою ценность и значение. Очень хорош скучающий старший брат-гимназист, посетивший детвору во время игры. Он усвоил образ всезнающего взрослого, немного Байрона, немного Печорина, смотрящего на все со стороны и осуждающего нравы современных людей - дети играют на деньги! Он возмущен и мысленно брюзжит. Тут уместна такая пословица к рассказу Чехова «Детвора»: «Денежная игра не доведет до добра!». Так он думал, разыгрывая скучающего взрослого, но, как пишет автор, «дети играли так вкусно», что брат Вася, ученик V класса гимназии, начал напрашиваться в компаньоны и даже «вышел из себя».

Особенности «русского лото»

Дети действительно играли заразительно. Подражая взрослым, они выкрикивали прибаутки, положенные при игре в русское лото. Одна из них такова: «Раз, два - упала гора. Три, четыре - прицепило. Пять, шесть - бьют шерсть. Семь, восемь - сено косим. Девять, десять - деньги весить", - и так далее. Это традиция сохранилась и сейчас. Там, где играют в лото, существуют определенные названия некоторых цифр, например, 11 - 90 - дед. Это «шарм» популярной семейной игры. Антон Павлович метко, точно, лаконично передал атмосферу вечера, всего дома, характеры детей.

Прекрасный образец великой русской литературы

После прочтения остается ощущение радости. И совсем не хочется думать о том, что могло стать со всеми этими милыми людьми, как с представителями среднего класса, через какие-то 15-20 лет. По каким странам их могло разбросать. Наверное, во Франции не закладывали цифры на карточках для игры в лото разноцветными стеклышками. А. П. Чехов не любил «литературу для детей», ярким представителем которой была Лидия Чарская. Но все, что он написал о детворе, замечательно и прекрасно. Рассказы «Гриша», «Ванька», «Каштанка» и несколько других - к сожалению, их не так много - шедевры. Их необходимо проходить в школе, чтобы понять и полюбить русскую литературу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.