Откуда берется свет и тепло. Откуда берётся свет и тепло Ядерное топливо отправляется на АЭС, где отдает свою энергию для производства электричества

Меня часто спрашивают, как я стал промышленным фотографом. Да все просто: двадцать восемь лет я прожил в Москве с шикарным видом на гигантскую ТЭЦ с ее вытянутыми дымовыми трубами, самыми высокими в городе. Если бы из окна я наблюдал лес или пруд, то наверное писал бы про природу, птиц и жаб. Но судьба распорядилась иначе.

1. На прошлой неделе я проводил съемку на ТЭЦ-3 в Омске — крупнейшей газовой теплоэлектростанции региона, которая также является и самой старой теплоэлектростанцией области. Она эксплуатируется с 1954 года. Старый, добрый стиль конструктивизма хорошо читается в архитектуре административно-бытового корпуса и цеха парогазовой установки.

2. Сегодня ТЭЦ производит энергию для крупных промышленных нефтехимических предприятий, таких как Омский нефтеперерабатывающий завод, «Омский каучук», а также для жилых кварталов Советского и частично Центрального округов Омска. Вид на главный корпус через парящие градирни. Высокая влажность, сильный ветер и -27ºС. Все, как я люблю)

3. До 1990 года станция была угольной и коптила на всю округу, сегодня основным топливом для станции служит природный газ. В качестве резервного топлива используется мазут.

4. Общий вид первой очереди турбинного цеха. Здесь установлены семь турбогенераторов. Мне не часто удается попадать на подобные объекты в темное время суток. А зря — при отсутствии мощной боковой засветки из панорамных окон, цех выглядит совсем иначе, чем днем.

5. Днем тоже красиво, но по-другому.

6. Красавец котел-утилизатор в котельном отделении цеха парогазовой установки. Сила инженерной мысли.

7. Токопроводы газовых турбин в 6 кВ.

8. Для обслуживания и ремонта оборудования, в турбинном цехе используется два желтых мостовых крана.

9. Гак крана на 75 тонн. Ещё один кран, грузоподъемностью 100/30 тонн был установлен в рамках реализации проекта Т-120 — ввода в эксплуатацию новой паровой турбины в 120 МВт.

10. Почти три года назад на ТЭЦ-3 состоялся запуск первой в Сибири парогазовой установки мощностью 90 МВт. И вот на днях была введена в эксплуатацию еще более мощная, современная паровая турбина в 120 МВт.

11. В рамках проекта модернизации Омской ТЭЦ-3 «Силовые машины» изготовили и поставили омским энергетикам паровую турбину в комплекте с турбогенератором и вспомогательным оборудованием. Новая турбина была установлена на месте своей предшественницы мощностью 50 МВт. Производством остального необходимого оборудования также занимались российские компании, только три единицы из 1000 наименований являются импортными. Какие — не знаю)

12. Показометры, а точнее — масляные манометры — показывают давление масла в системе смазки турбоагрегата.

13. Технически проект оказался непростым, так как станция имеет поперечные связи, и в ходе монтирования нового оборудования приходилось осуществлять врезки в действующие трубопроводы. Новый турбогенератор весит 482 тонны, его высота составляет 15 метров. Численность персонала на площадке в период проведения строительно-монтажных работ достигала 400 человек в смену. В результате обновления оборудования мощность десятого энергоблока Омской ТЭЦ-3 возросла с 50 МВт до 120 МВт.

14. Кроме монтажа самой паровой турбины и генератора, были реконструированы две градирни и установлен новый силовой трансформатор.

15. Зимой в сильный мороз на верхушках градирен накапливаются красивые обледенения.

16. На следующий день, после съемки, состоялся официальный запуск новой паровой турбины. На торжественном мероприятии присутствовали все руководители и инженеры станции, подрядчики строительства, а также глава администрации Омской области.

17. Директора и руководители — это очень хорошо, но без рядовых сотрудников невозможно представить работу такого сложного организма. Тепло и свет бесперебойно приходят в дома и на предприятия именно благодаря таким людям, как, например, дежурный электромонтер электроцеха Максим Зайцев (энергетик во втором поколении), который каждую свою смену дежурит на главном щите управления станции.

18. Ключи управления котлоагрегатом на панели центрального теплового щита управления.

20. Панель управления ТГ-9 в турбинном цехе. Сюда выводятся все параметры работы турбоагрегата.

21. За показаниями приборов следит машинист Сергей Алексеев.

23. Закрытое распределительное устройство. Здесь оперативный персонал производит переключения электрическими цепями.

26. На блочном щите управления цеха парогазовой установки. Не представляю, сколько нужно учиться и практиковаться, чтобы во всем этом разбираться)

27. Программно-технический комплекс турбогенератора на ЦТЩУ-1. Что и за что отвечает, я так и не понял.

29. Нашу современную жизнь невозможно представить без света, смартфона, компьютера, микроволновки и духовки, троллейбусов, метро, электричек и так далее. Мы даже не задумываемся, что всеми этими достижениями мы пользуемся благодаря тяжелой и упорной работе энергетиков. Без таких людей полноценно не сможет функционировать ни одна отрасль производства. Профессия энергетика по праву считается одной из самых опасных в мире.

Тобы понять природу холодного свечения, надо знать, что такое свет вообще. Откуда в природе берется свет? Где и как он возникает? Ответить на эти вопросы помо­гает нам знание строения вещества.

Все окружающие нас тела построены из очень мелких частиц - атомов и молекул.

В природе существуют различные виды атомов: атомы водорода, железа, серы и т. д. В настоящее время известно более 100 различных химических элементов. Каждый эле­мент состоит из атомов, обладающих одинаковыми хими­ческими свойствами.

Все свойства различных веществ зависят от того, из каких атомов они состоят и как эти атомы расположены в молекуле один относительно другого.

Долгое время атом считали неделимой и неизменяе­мой частицей материи. Теперь мы знаем, что атомы всех элементов устроены сложно, они состоят из еще меньших частиц.

По современным представлениям в центре каждого атома находится ядро, которое состоит из протонов - ча­стиц, несущих положительные электрические заряды, и нейтронов - частиц, не имеющих электрического заряда. Вокруг ядра, на сравнительно больших расстояниях от него, обращаются очень легкие по сравнению с ядром мельчайшие частички - электроны, заряженные отрицатель­ными электрическими зарядами. Каждый электрон несет один элементарный отрицательный заряд электричества. Положительный заряд протона по величине равен отрица­тельному заряду электрона.

В нормальном состоянии атом электрически нейтрален. Отсюда легко сделать вывод, что число протонов в атом­ном ядре должно равняться числу обращающихся вокруг этого ядра электронов.

Сколько же зарядов несет ядро атома и сколько вокруг него обращается электронов? На этот вопрос можно отве­тить с помощью периодической системы Д. И. Менделеева. В ней все элементы расположены в известной последова­тельности. Эта последовательность такова, что число про­тонов в атомном ядре какого-нибудь элемента равно по­рядковому номеру элемента в периодической таблице. Число электронов также равно порядковому номеру. На­пример, олово имеет порядковый номер 50; значит, ядро атохма олова содержит 50 протонов, а вокруг этого ядра обращаются 50 электронов.

Проще всего строение атома водорода. Порядковый номер этого элемента равен 1. Следовательно, ядро атома водорода имеет один протон, а вокруг него по пути, назы­ваемому орбитой, обращается один электрон. Расстояние между ядром и электроном в нормальном атоме водорода равно 53 десятимиллиардным долям сантиметра, или
0,53 ангстрема). Такое расстояние сохраняется только тогда, когда атом находится в нормальном, или, как гово­рят, невозбужденном состоянии.

Рис. 3. Схема атома водорода.

1 - орбита невозбужденного атома; 2, 3 и 4 - орбиты возбужденного атома.

Если водород нагреть или пропускать через него элек­трические искры, то его атомы возбуждаются: электрон, обращавшийся вокруг ядра по орбите с радиусом в 0,53 А, перескакивает на новую орбиту, более удаленную от ядра (рис. 3). Радиус этой новой орбиты в четыре раза больше радиуса первой, он равен уже 2,12 А. При возбуж­дении электрон захватывает извне некоторое количество энергии (теплота горения, электрическая энергия разрядов и т. д.). Чем больше он захватит энер­гии, тем дальше будет на­ходиться от ядра. Можно заставить электрон пере­скочить на третью от ядра орбиту, ее радиус в девять раз больше радиуса пер­вой орбиты. Удаляясь от ядра, электрон как бы пе­рескакивает со ступеньки на ступеньку, причем вы­сота этих «ступенек» не­одинакова, они относятся друг к другу, как квадраты последовательных целых чисел 12:22:32:42 и т. д.

Находясь на одной из орбит, электрон сохраняет всю ту энергию, которую он захватил при перескоке на эту ор­биту, и до тех пор, пока он будет на ней находиться, запас его энергии будет неизменным.

Однако электрон почти никогда не задерживается долго на отдаленных от ядра орбитах. Попав на такую ор­биту, он может удержаться на ней только миллиардные доли секунды, затем он падает на более близкую к ядру орбиту и при этом отдает захваченную им ранее порцию энергии в виде световой энергии. Так рождается свет.

Каким будет этот свет: желтым, зеленым, синим, фио­летовым или совсем невидимым для глаз? Это зависит от того, с какой «ступеньки» и на какую перескакивает наш электрон, то есть от того, как изменится его рас­стояние от атомного ядра.

Ученые выяснили, что каждый электрон в атоме мо­жет совершать перескоки только с одних определенных

Орбит на другие определенные орбиты; поэтому атомы после их возбуждения в состоянии излучать только вполне определенные световые лучи (рис. 4), характерные для атомов данных элементов.

Атомы тех элементов, у которых много электронов, будучи возбуждены, испускают много разных световых лучей.

Ветовые лучи, испускаемые возбужденными атомами, могут быть видимы или невидимы для наших глаз. Чем же отличаются друг от друга видимые и невидимые световые лучи?

Наукой установлено, что свет представляет собой по­ток электромагнитных волн.

Образование волн легче всего наблюдать на воде. От упавшего в воду камня во все стороны расходятся кру­гами волны. Они образовались потому, что камень при­вел в движение частицы воды. Колебание одних частиц передается соседним частицам. В результате на поверхно­сти воды распространяется во все стороны волна.

Возбужденные атомы, в которых электроны переска­кивают с более далеких орбит на более близкие к ядру орбиты, тоже создают вокруг себя колебания среды - электромагнитные волны. Разумеется, эти волны отли­чаются по своей природе от тех волн, что бывают на воде.

Волны отличаются друг от друга своей природой и дли­ной. Как волны, создаваемые на воде, так и электромаг­нитные волны бывают длинными и короткими. У каждой волны мы различаем ее гребень и впадину. Расстояние между вершинами соседних гребней называется длиной волны.

Если бросать в воду мелкие камни один за другим, то на поверхности воды возникнет много коротких волн, расстояния между их гребнями будут невелики. Если же бросить в воду большой камень, то от места его падения пойдут длинные волны с большими расстояниями между соседними гребнями. Понятно, что на одном и том же участке может поместиться гораздо больше коротких волн, чем длинных. Понятно также, что длинные волны имеют меньшую частоту колебаний, чем короткие. Во сколько раз одна волна длиннее другой, во столько же раз частота ее колебаний будет меньше частоты колебаний короткой волны.

Хотя электромагнитные волны и сильно отличаются по своей природе от волн на воде, они также различаются между собой длиной и частотой колебаний.

Солнечный свет, который нам кажется белым, пред­ставляет собой поток электромагнитных волн разной длины.

Электромагнитные волны, которые мы можем обнаружить глазом, имеют длины от 0,4 микрона, или, что то же самое, 4000 ангстремов (один микрон - одна тысячная доля миллиметра), до 0,8 микрона, или 8000 ангстремов. Все волны дли­ной более 0,8 микрона и менее 0,4 микрона уже недоступны для глаза.

Тогда солнечный свет разложится на составляющие его части - цвет­ные лучи, среди которых можно вы­делить красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Если эти цветные лучи упадут на белую бумагу, на ней у нас полу­чится цветная полоска, в которой один цвет сменяется другим. Такая полоска называется спектром.

Спектр солнечного света можцо увидеть и тогда, когда на небе появ­ляется радуга. Радуга получается от­того, что солнечные лучи разлага­ются в спектр в мельчайших дожде­вых каплях, которые играют в дан­ном случае роль естественных призм.

На рис. 5 показана шкала лучей, видимых и невидимых глазом. На этой шкале выше видимых лучей рас­полагаются коротковолновые, а ни­же - длинноволновые невидимые лучи. За фиолетовыми лучами распо­ложены еще более коротковолновое невидимые лучи - ультрафиолетовые. Человеческий глаз воспринимает толь­ко те лучи Солнца, которые имеют

Длины волн от щ-щ ДО уродок) сантиметРа> т0 есть от 4000 до 8000 ангстремов.

В природе существуют лучи еще более коротковолно­вые, чем ультрафиолетовые; это рентгеновы лучи и гамма-лучи. Они невидимы для глаз, но легко восприни­маются фотопластинками и специальными пленками. В спектре солнечного света рентгеновых лучей и гамма - лучей нет.

За красными лучами расположены еще более длинно­волновые невидимые лучи - инфракрасные.

Инфракрасные лучи не действуют на обычную фото­пластинку, но их можно обнаружить, поместив в эту не­видимую часть спектра термометр: ртуть в нем тотчас же начнет подниматься. Инфракрасные лучи раньше даже называли «тепловыми», так как они испускаются всеми нагретыми телами. Наше тело тоже излучает инфракрас­ные лучи. В настоящее время существуют специальные пластинки, на которых можно заснять предметы в «свете» инфракрасных лучей.

В природе существуют электромагнитные колебания с длинами волн, еще большими, чем у инфракрасных лучей; это электромагнитные колебания, используемые радиотех­никой: ультракороткие волны, применяемые для телеви­зионных передач, короткие волны, на которых особенно хорошо «ловятся» дальние радиостанции, средние волны, на которых идет радиопередача большей части советских радиостанций, и, наконец, длинные волны в тысячи метров.

Если вам нужны более подробные доказательства того, насколько субъективно наше восприятие цвета, вспомните радугу. Большинство людей знают, что спектр света содержит семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. У нас даже есть удобные пословицы и поговорки про охотников, которые желают знать место нахождения фазана. Посмотрите на хорошую радугу и попробуйте разглядеть все семь. Это не удалось даже Ньютону. Ученые подозревают, что ученый разделил радугу на семь цветов, поскольку число «семь» было очень важным для древнего мира: семь нот, семь дней недели и т. п.

Работа Максвелла в области электромагнетизма завела нас дальше и показала, что видимый свет был частью широкого спектра радиации. Также стала понятна истинная природа света. На протяжении веков ученые пытались понять, какую на самом деле форму принимает свет на фундаментальных масштабах, пока движется от источника света к нашим глазам.

Некоторые считали, что свет движется в форме волн или ряби, через воздух или загадочный «эфир». Другие думали, что эта волновая модель ошибочна, и считали свет потоком крошечных частиц. Ньютон склонялся ко второму мнению, особенно после серии экспериментов, которые он провел со светом и зеркалами.


Он понял, что лучи света подчиняются строгим геометрическим правилам. Луч света, отраженный в зеркале, ведет себя подобно шарику, брошенному прямо в зеркало. Волны не обязательно будут двигаться по этим предсказуемым прямым линиям, предположил Ньютон, поэтому свет должен переноситься некоторой формой крошечных безмассовых частиц.

Проблема в том, что были в равной степени убедительные доказательства того, что свет представляет собой волну. Одна из самых наглядных демонстраций этого была проведено в 1801 году. Томаса Юнга, в принципе, можно провести самостоятельно дома.

Возьмите лист толстого картона и аккуратно проделайте в нем два тонких вертикальных разреза. Затем возьмите источник «когерентного» света, который будет излучать свет только определенной длины волны: лазер отлично подойдет. Затем направьте свет на две щели, чтобы проходя их он падал на другую поверхность.

Вы ожидаете увидеть на второй поверхности две ярких вертикальных линии на тех местах, где свет прошел через щели. Но когда Юнг провел эксперимент, он увидел последовательность светлых и темных линий, как на штрих-коде.


Когда свет проходит через тонкие щели, он ведет себя подобно водяным волнам, которые проходят через узкое отверстие: они рассеиваются и распространяются в форме полусферической ряби.

Когда этот свет проходит через две щели, каждая волна гасит другую, образуя темные участки. Когда же рябь сходится, она дополняется, образуя яркие вертикальные линии. Эксперимент Юнга буквально подтвердил волновую модель, поэтому Максвелл облек эту идею в твердую математическую форму. Свет - это волна.


Но потом произошла квантовая революция.

Во второй половине девятнадцатого века, физики пытались выяснить, как и почему некоторые материалы абсорбируют и излучают электромагнитное излучение лучше других. Стоит отметит, что тогда электросветовая промышленность только развивалась, поэтому материалы, которые могут излучать свет, были серьезной штукой.

К концу девятнадцатого века ученые обнаружили, что количество электромагнитного излучения, испускаемого объектом, меняется в зависимости от его температуры, и измерили эти изменения. Но никто не знал, почему так происходит. В 1900 году Макс Планк решил эту проблему. Он выяснил, что расчеты могут объяснить эти изменения, но только если допустить, что электромагнитное излучение передается крошечными дискретными порциями. Планк называл их «кванта», множественное число латинского «квантум». Спустя несколько лет Эйнштейн взял его идеи за основу и объяснил другой удивительный эксперимент.

Физики обнаружили, что кусок металла становится положительно заряженным, когда облучается видимым или ультрафиолетовым светом. Этот эффект был назван фотоэлектрическим.

Атомы в металле теряли отрицательно заряженные электроны. Судя по всему, свет доставлял достаточно энергии металлу, чтобы тот выпустил часть электронов. Но почему электроны так делали, было непонятно. Они могли переносить больше энергии, просто изменив цвет света. В частности, электроны, выпущенные металлом, облученным фиолетовым светом, переносили больше энергии, чем электроны, выпущенные металлом, облученным красным светом.

Если бы свет был просто волной, это было бы нелепо.


Обычно вы изменяете количество энергии в волне, делая ее выше - представьте себе высокое цунами разрушительной силы - а не длиннее или короче. В более широком смысле, лучший способ увеличить энергию, которую свет передает электронам, это сделать волну света выше: то есть сделать свет ярче. Изменение длины волны, а значит и света, не должно было нести особой разницы.

Эйнштейн понял, что фотоэлектрический эффект проще понять, если представить свет в терминологии планковских квантов.

Он предположил, что свет переносится крошечными квантовыми порциями. Каждый квант переносит порцию дискретной энергии, связанной с длиной волны: чем короче длина волны, тем плотнее энергия. Это могло бы объяснить, почему порции фиолетового света с относительно короткой длиной волны переносят больше энергии, чем порции красного света, с относительно большой длиной.

Также это объяснило бы, почему простое увеличение яркости света не особо влияет на результат.

Свет поярче доставляет больше порций света к металлу, но это не изменяет количество энергии, переносимой каждой порцией. Грубо говоря, одна порция фиолетового света может передать больше энергии одному электрону, чем много порций красного света.

Эйнштейн назвал эти порции энергии фотонами и в настоящее время их признали фундаментальными частицами. Видимый свет переносится фотонами, другие виды электромагнитного излучения вроде рентгеновского, микроволнового и радиоволнового - тоже. Другими словами, свет - это частица.


На этом физики решили положить конец дебатам на тему того, из чего состоит свет. Обе модели были настолько убедительными, что отказываться от одной не было никакого смысла. К удивлению многих нефизиков, ученые решили, что свет ведет себя одновременно как частица и как волна. Другими словами, свет - это парадокс.

При этом у физиков не возникло проблем с раздвоением личности света. Это в какой-то мере сделало свет полезным вдвойне. Сегодня, опираясь на работы светил в прямом смысле слова - Максвелла и Эйнштейна, - мы выжимаем из света все.

Оказывается, что уравнения, используемые для описания света-волны и света-частицы, работают одинаково хорошо, но в некоторых случаях одно проще использовать, чем другое. Поэтому физики переключаются между ними, примерно как мы используем метры, описывая собственный рост, и переходим на километры, описывая поездку на велосипеде.

Некоторые физики пытаются использовать свет для создания шифрованных каналов связи, для денежных переводов, к примеру. Для них имеет смысл думать о свете как о частицах. Виной всему странная природа квантовой физики. Две фундаментальные частицы, как пара фотонов, могут быть «запутаны». Это значит, что они будут иметь общие свойства вне зависимости от того, как далеки будут друг от друга, поэтому их можно использовать для передачи информации между двумя точками на Земле.

Еще одна особенность этой запутанности в том, что квантовое состояние фотонов изменяется, когда их считывают. Это значит, что если кто-то попытается подслушать зашифрованный канал, в теории, он сразу выдаст свое присутствие.

Другие, как Гулильмакис, используют свет в электронике. Им полезней представлять свет в виде серии волн, которые можно приручить и контролировать. Современные устройства под названием «синтесайзеры светового поля» могут сводить световые волны в идеальной синхронности друг с дружкой. В результате они создают световые импульсы, которые более интенсивные, кратковременные и направленные, чем свет обычной лампы.

За последние 15 лет эти устройства научились использовать для приручения света с чрезвычайной степенью. В 2004 году Гулильмакис и его коллеги научились производить невероятно короткие импульсы рентгеновского излучения. Каждый импульс длился всего 250 аттосекунд, или 250 квинтиллионных секунды.

Используя эти крошечные импульсы как вспышку фотоаппарата, они смогли сделать снимки отдельных волн видимого света, которые колеблются намного медленнее. Они буквально сделали снимки движущегося света.

«Еще со времен Максвелла мы знали, что свет — это осциллирующее электромагнитное поле, но никто даже и подумать не мог, что мы можем сделать снимки осциллирующего света», - говорит Гулильмакис.


Наблюдение за этими отдельными волнами света стало первым шагом по направлению к управлению и изменению света, говорит он, подобно тому, как мы изменяем радиоволны для переноса радио- и телевизионных сигналов.

Сто лет назад фотоэлектрический эффект показал, что видимый свет влияет на электроны в металле. Гулильмакис говорит, что должна быть возможность точно контролировать эти электроны, используя волны видимого света, измененные таким образом, чтобы взаимодействовать с металлом четко определенным образом. «Мы можем управлять светом и с его помощью управлять материей», - говорит он.

Это может произвести революцию в электронике, привести к новому поколению оптических компьютеров, которые будут меньше и быстрее наших. «Мы сможем двигать электронами как заблагорассудится, создавая электрические токи внутри твердых веществ с помощью света, а не как в обычной электронике».

Вот еще один способ описать свет: это инструмент.

Впрочем, ничего нового. Жизнь использовала свет еще с тех пор, когда первые примитивные организмы развили светочувствительные ткани. Глаза людей улавливают фотоны видимого света, мы используем их для изучения мира вокруг. Современные технологии еще дальше уводят эту идею. В 2014 году по химии была присуждена исследователям, которые построили настолько мощный световой микроскоп, что он считался физически невозможным. Оказалось, что если постараться, свет может показать нам вещи, которые мы думали никогда не увидим.

Прелюдия к философскому мифу Платона

И в области, невдале отстоящей
От места сна, предстал моим глазам
Огонь, под полушарьем тьмы горящий.
(«Божественная комедия», Ад, IV, 67-69)

В одном из эпизодов 4-й песни «Inferno» Данте описывает замок, окруженный семью стенами и являющийся как бы уменьшенной моделью горы Чистилища. Он упоминает об источнике света, огне, который издалека позволял видеть холм или возвышенное место в Аду, где пребывают добродетельные души великих, в основном античных, поэтов и философов, а также древних героев, живших «до христианского ученья» и умерших некрещеными. Среди философов, окружающих Аристотеля на одном из склонов этой меланхолично-инфернальной копии горы Чистилища, в числе первых лиц Данте упоминает Сократа и Платона, а уже затем Диогена, Фалеса, Анаксагора, Зенона, Эмпедокла, Гераклита. Маловероятно, чтобы Данте, наравне с Библией свободно цитировавший Аристотеля, мог читать диалоги Платона, которые были переведены на латинский и европейские языки не раньше 15 века. С этими именами он, скорее всего, был знаком из сочинений других авторов. Однако можно заметить определенное сходство между описанным Данте «огнем, под полушарьем тьмы горящим» и огнем, описанным Платоном в 7-й книге «Государства». Внутри пещеры из философского мифа Платона «люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине» (Гос., VII, 514b). Сейчас для нас не столь важна дальнейшая разработка Платоном сюжета о людях, сидящих в пещере и неподвижно смотрящих на тени проносимых за их спинами вещей, сколько важен сам образ огня, который внутри замкнутого пространства пещеры как бы заменяет собой солнце. Еще один любопытный текст, в котором фигурирует этот образ – роман французского писателя-фантаста Ж. Верна «Путешествие к центру земли». Напомню вкратце, что спустившись через жерло потухшего кратера на несколько десятков лье под землю, путешественники оказываются в огромной пещере, залитой светом, внутри которой расположено море. Вне сомнения, что французский фантаст был знаком с «Энеидой» и делал сознательную отсылку к ней: несколько раз персонажи романа по разным поводам цитируют Вергилия: «поверь, в Аверн спуститься нетрудно…». После мрака подземелья открывшаяся профессору Лиденброку и его спутникам гигантская пещера, залитая светом с плещущим в ней морем, при сопоставлении с «Энеидой» оказывается весьма странным палеоботаническим и палеозоологическим аналогом Элизия:

Здесь над полями высок эфир, и светом багряным
Солнце сияет свое, и свои загораются звезды.

(Эн., VI, 640-642)

Хотя светила в романе Ж. Верна явным образом не фигурируют, описывая пещеру, автор говорит, что она была освещена довольно странным образом: «Этот рассеянный свет, происхождение которого я не могу объяснить,освещал все предметы равномерно, определенного фокуса, способного отбрасывать тень, не было». Из яркости холодных лучей, создававших грустное меланхолическое настроение, автор делает вывод об их электрическом происхождении. Также он вспоминает, что «по теории одного английского капитана Земля подобна огромному полому шару, внутри которого газ, под собственным давлением, поддерживает вечный огонь, в то время как два другие светила, Плутон и Прозерпина, вращаются по предначертанию своей орбиты».

Надо сказать, что символика пещеры весьма широко распространена в мифопоэтической традиции разных народов. Образ пещеры по сей день значим в популярном смысле, разделяемом неспециалистами, например, как наделенный хтоническими чертами образ места, из которого около 40 тыс. лет назад вышла европейская культура. Пещеры Laskaux во Франции самый яркий пример, показывающий, насколько тесно с пещерами связывается представление о древности и таинственности. Вокруг символа пещеры концентрируется множество мифологических мотивов. Я приведу некоторые данные по энциклопедии «Мифы народов мира» (ст. В. Топорова так и называется «Пещера»): пещера – это сакральное убежище, укрытие – в греческой традиции в связи с Паном, Эндимионом, сатирами, нимфами; Зевсом-ребенком; в ведийской мифологии – в связи с Пани, Валой, скрывающим похищенный скот в пещере; это также мотив заходящего в пещеру солнца и восхода солнца из пещеры. В авестийском митраизме, по свидетельству неоплатоника Порфирия, пещера, созданная Зороастром для почитания Митры, представляла собой модель вселенной, «а вещи внутри ее … были символами космических элементов и зон». Часто пещера, изображаемая как глубокая впадина, образует вход в нижний мир, выступая при этом как своего рода антигора или гора подземного мира. Отдельный круг мотивов составляют мифологические сюжеты о чудовище или животном, живущем в пещере. Распространены также представления о пещере как месте, где находятся ветры, дожди, облака, рассматривающиеся или как разрушительные стихии или как носители и возбудители плодородия. Пещера ассоциируется с лоном земли как ее vagina, детородное место и могила одновременно. Пещера может, как в философском мифе, рассказанном Платоном, выступать в качестве условий, в которых возможно только неподлинное, недостоверное, искаженное и искажающее знание и неполное существование. Иногда тема укрывания в пещере и выхода из нее связывается с персонифицированным образом света и огня – Сандрильоной (Золушкой) или ее аналогом.

Возвращаясь к теме огня, источника света в пещере, надо сказать, что огонь или очаг в пещере иногда уподобляют яйцу (желтку в скорлупе) или солнцу (огонь в небесной оболочке, ср. церковнослав. «пещера» от «пещь», рус. «печера», «печора», «печь» и т.п.) Последнее замечание ясно указывает на ритуально-инициатические (напр., «пещное действо») коннотации пещерной символики. Французский исследователь традиционных форм Р. Генон посвятил разбору символизма пещеры и его инициатического значения несколько статей в книге «Символы священной науки». Здесь я бы ограничился несколькими аспектами символизма пещеры, освещаемыми Р. Геноном. Прежде всего, символ пещеры является одним из символов «осевой символики», и находится в отношении обратной аналогии к символу горы. Если гора, как правило, символизирует некоторую верхнюю точку мира, связанную с символом центра мира (инд. гора Меру, евр. Синай, греч. Олимпи т.д.), то такой же сакральный статус центра связывается и с пещерой, как уменьшенной и перевернутой горой – как бы еще одной горой внутри горы. Далее, Р. Генон указывает на связь между символом пещеры и символикой сердца. Это нечто потаенное, сокрытое от внешнего мира, и также имеющее связь с символикой центра. Можно сказать, что пещера это как бы сердце горы. Следующее замечание касается отношения внутреннего пространства пещеры к внешнему миру. Если гора максимально открыта миру и возвышается над ним, то пещера представляет собой укрытие, вместе с тем имеющее сакральный статус. Поэтому происходящее внутри пещеры неизмеримо важнее того, что происходит вне ее. Отсюда парадоксальным образом Р. Генон заключает, что свет внутри пещеры, который, как правило,описывается как неяркий и слабый по сравнению с дневным светом, как раз не искажает вещи, а дает их подлинную картину в противоположность обычному дневному свету. Уже упоминавшаяся связь образа огня с яйцом – символ, который восходит к «мировому яйцу» орфиков и индуистов – также говорит о значении пещеры как элемента «осевой символики». Исходя из традиционного, в том числе и для античного мира, представления человека как микрокосма, устройство и композиция которого находится в соответствии с устройством и композицией макрокосма, можно сказать, что свет внутри пещеры является внутренним солнцем микрокосма, а с другой стороны – отражением макрокосмического солнца, в значении объективной интеллигенции или мирового разума. Таким образом, внутреннее солнце микрокосма, когда оно не закрыто тучами, туманами и испарениями, является источником интеллектуальной интуиции, связывающей,согласно Р. Генону, индивидуальный порядок с порядком объективного знания. Еще одно важное замечание касается связи символа пещеры с символом лабиринта. Изображение лабиринта имелось на вратах в пещеру Сивиллы Кумской, описанных в VI книге «Энеиды». Не вдаваясь в детали, можно сказать, что лабиринт буквально или символически предшествует входу в пещеру (Эней, разглядывая изображение лабиринта, как бы проходит его своим разумом) и служит своего рода испытанием, которое должно выявить «квалификацию» претендента на прохождение инициатического ритуала, который происходит в пещере. С другой стороны прохождение через лабиринт могло являться частью очистительных ритуалов, в свою очередь нужных для подготовки неофита к восприятию нового, неочевидного для дневного «профанного» мира знания.

В отличие от символа горы символ пещеры вносит удвоение мира на «внутренний» и «внешний». Если внутреннее пространство в пещерной символике, согласно интерпретации Р. Генона, несет на себе статус сакрального, подлинного, аутентичного, а внешнее означает «профанное» и неподлинное, то в философском мифе Платона неподлинным и искаженным оказывается как раз знание, которое имеют люди, находящиеся внутри пещеры. Можно только догадываться, хочет ли Платон своей метафорой уподобить человеческую жизнь предварительной стадии инициатического ритуала, поскольку находиться в пещере могут только люди, уже прошедшие определенные подготовительные стадии, в числе которых прохождение лабиринта, предшествующего входу в пещеру. Учитывая, что метафорическое уподобление отрезков человеческой жизни определенным частям ритуала имеет место уже в Упанишадах, и оно, скорее всего, было известно в древней Греции, такое истолкование представляется вполне допустимым. Таким образом, в платоновском истолковании философского мифа мы имеем дело с обобщением традиционной символики, скорее всего имевшей непосредственное отношение к ритуальной практике, но ко времени Платона уже утратившей эту связь. Платон помещает мир мнения как неподлинного знания внутрь инициатической пещеры, тогда как, согласно Р. Генону, миром мнения в этом случае является как раз внешний дневной мир повседневности. С этой точки зрения описанное Платоном возвращение в пещеру, которое человек совершает после того, как его выведут на открытое пространство, где он увидит настоящий свет и увидит вещи такими, как они есть, выглядит не имеющим смысла. Заключительной стадией инициации, согласно Р.Генону, является выход из пещеры через отверстие, обычно находящееся на ее верхнем своде. Платон вносит драматизм, изначально не присущий ритуальной символике, но этот драматизм положения человека, в полутьме пещеры вспоминающего, как выглядит мир за ее пределами, где царит свет истинного бытия, позволяет ему связать символ пещеры с теорией анамнезиса. Платоновская идея о разделении бытия на истинное и не истинное является особой темой. Но в приведенном контексте можно вспомнить высказывание, принадлежащее Парацельсу: «Нет двух небес, внутреннего и внешнего – это одно небо, разделенное надвое». Это высказывание Парацельса кажется созвучным хайдеггеровской критике платоновского истолкования его философского мифа.

Очередной репортаж про индустриальную красоту и великих людей, работающих на таких объектах. Сегодня речь пойдет о сибирском городе Омск.

Меня часто спрашивают, как я стал промышленным фотографом. Да все просто: двадцать восемь лет я прожил в Москве с шикарным видом на гигантскую ТЭЦ с ее вытянутыми дымовыми трубами, самыми высокими в городе. Если бы из окна я наблюдал лес или пруд, то наверное писал бы про природу, птиц и жаб. Но судьба распорядилась иначе.

1. На прошлой неделе я проводил съемку на ТЭЦ-3 в Омске - крупнейшей газовой теплоэлектростанции региона, которая также является и самой старой теплоэлектростанцией области. Она эксплуатируется с 1954 года. Старый, добрый стиль конструктивизма хорошо читается в архитектуре административно-бытового корпуса и цеха парогазовой установки.



2. Сегодня ТЭЦ производит энергию для крупных промышленных нефтехимических предприятий, таких как Омский нефтеперерабатывающий завод, «Омский каучук», а также для жилых кварталов Советского и частично Центрального округов Омска. Вид на главный корпус через парящие градирни. Высокая влажность, сильный ветер и -27ºС. Все, как я люблю)

3. До 1990 года станция была угольной и коптила на всю округу, сегодня основным топливом для станции служит природный газ. В качестве резервного топлива используется мазут.

4. Общий вид первой очереди турбинного цеха. Здесь установлены семь турбогенераторов. Мне не часто удается попадать на подобные объекты в темное время суток. А зря - при отсутствии мощной боковой засветки из панорамных окон, цех выглядит совсем иначе, чем днем.

5. Днем тоже красиво, но по-другому.

6. Красавец котел-утилизатор в котельном отделении цеха парогазовой установки. Сила инженерной мысли.

7. Токопроводы газовых турбин в 6 кВ.

8. Для обслуживания и ремонта оборудования, в турбинном цехе используется два желтых мостовых крана.

9. Гак крана на 75 тонн. Ещё один кран, грузоподъемностью 100/30 тонн был установлен в рамках реализации проекта Т-120 - ввода в эксплуатацию новой паровой турбины в 120 МВт.

10. Почти три года назад на ТЭЦ-3 состоялся запуск первой в Сибири парогазовой установки мощностью 90 МВт. И вот на днях была введена в эксплуатацию еще более мощная, современная паровая турбина в 120 МВт.

11. В рамках проекта модернизации Омской ТЭЦ-3 «Силовые машины» изготовили и поставили омским энергетикам паровую турбину в комплекте с турбогенератором и вспомогательным оборудованием. Новая турбина была установлена на месте своей предшественницы мощностью 50 МВт. Производством остального необходимого оборудования также занимались российские компании, только три единицы из 1000 наименований являются импортными. Какие - не знаю)

12. Показометры, а точнее - масляные манометры - показывают давление масла в системе смазки турбоагрегата.

13. Технически проект оказался непростым, так как станция имеет поперечные связи, и в ходе монтирования нового оборудования приходилось осуществлять врезки в действующие трубопроводы. Новый турбогенератор весит 482 тонны, его высота составляет 15 метров. Численность персонала на площадке в период проведения строительно-монтажных работ достигала 400 человек в смену. В результате обновления оборудования мощность десятого энергоблока Омской ТЭЦ-3 возросла с 50 МВт до 120 МВт.

14. Кроме монтажа самой паровой турбины и генератора, были реконструированы две градирни и установлен новый силовой трансформатор.

15. Зимой в сильный мороз на верхушках градирен накапливаются красивые обледенения.

16. На следующий день, после съемки, состоялся официальный запуск новой паровой турбины. На торжественном мероприятии присутствовали все руководители и инженеры станции, подрядчики строительства, а также глава администрации Омской области.

17. Директора и руководители - это очень хорошо, но без рядовых сотрудников невозможно представить работу такого сложного организма. Тепло и свет бесперебойно приходят в дома и на предприятия именно благодаря таким людям, как, например, дежурный электромонтер электроцеха Максим Зайцев (энергетик во втором поколении), который каждую свою смену дежурит на главном щите управления станции.

18. Ключи управления котлоагрегатом на панели центрального теплового щита управления.

20. Панель управления ТГ-9 в турбинном цехе. Сюда выводятся все параметры работы турбоагрегата.

21. За показаниями приборов следит машинист Сергей Алексеев.

23. Закрытое распределительное устройство. Здесь оперативный персонал производит переключения электрическими цепями.

26. На блочном щите управления цеха парогазовой установки. Не представляю, сколько нужно учиться и практиковаться, чтобы во всем этом разбираться)

27. Программно-технический комплекс турбогенератора на ЦТЩУ-1. Что и за что отвечает, я так и не понял.

29. Нашу современную жизнь невозможно представить без света, смартфона, компьютера, микроволновки и духовки, троллейбусов, метро, электричек и так далее. Мы даже не задумываемся, что всеми этими достижениями мы пользуемся благодаря тяжелой и упорной работе энергетиков. Без таких людей полноценно не сможет функционировать ни одна отрасль производства. Профессия энергетика по праву считается одной из самых опасных в мире.

Большое спасибо всем этим людям за их работу!

30. Да будет свет и тепло)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.