Olympus PEN-F – дизайн в стиле ретро и современные технологии. Обзор беззеркальной камеры Olympus PEN-F: уроки истории Олимпус пен ф технические характеристики

Olympus PEN-F – беззеркальная камера со сменными объективами стандарта Микро-4/3. Формально, линейка PEN является младшей по сравнению с OM-D. Под брендом PEN выпускаются модели, для которых особенно важны стиль и имидж, внешний вид и удобство использования, в то время как камеры OM-D предназначены в большей степени для продвинутых фотоэнтузиастов, и только среди камер OM-D есть модели, которые сам Olympus считает соответствующими профессиональному уровню.

Тем не менее, новая камера PEN-F обладает техническими характеристиками, как минимум не уступающими, а местами и превосходящими, уровень топовых моделей OM-D. Впервые в камерах Olympus системы Микро 4/3 использована матрица разрешения 20 Мп. До сих пор во всех камерах PEN и OM-D стояли матрицы 12 Мп (в первых моделях) или 16 Мп (в последние годы). Производитель отмечает, что, несмотря на более высокое разрешение, уровень цифровых шумов не вырос (что позволяет называть новую матрицу «малошумной»), а динамический диапазон не сузился.

PEN-F – вторая камера Olympus, в которой реализован инновационный режим Hi-Res. В этом режиме камера делает восемь кадров в быстрой последовательности, выполняя микросдвиг матрицы от кадра к кадру и как бы собирая в один результирующий кадр информацию, которую формирует объектив. До сих пор первой и единственной моделью с режимом Hi-Res была Olympus OM-D E-M5 II , которая может делать 40-мегапиксельные снимки, и вот теперь аналогичный режим реализован и в PEN-F – с той разницей, что, поскольку разрешение матрицы выше (20 Мп против 16 Мп), снимки PEN-F в Hi-Res имеют разрешение 50 Мп. В принципе, это наибольшее разрешение, реализованное на сегодняшний день в компактных системных камерах, однако следует отметить, что, поскольку процесс съемки в Hi-Res длится около секунды, полноценно использовать этот режим можно только со штатива, и он не подходит для съемки движущихся объектов.

В камере Olympus PEN-F использован тот же процессор TruePic VII, что и в других моделях последнего времени, а также высокоэффективная система пятиосевой стабилизации изображения – та же, что в камере OM-D E-M5 Mark II, обеспечивающая выигрыш до пяти ступеней экспозиции.

У PEN -F имеется встроенный электронный видоискатель 2.36 Мточек, свободно вращающийся поворотный сенсорный монитор, камера может снимать видео в формате Full HD 1080@60/50/30/25/24p, а также склеивать тайм-лапсы в разрешении 4К (как и последние модели OM-D, с частотой 5 кадров в секунду).

Производитель называет PEN-F «эталоном стиля и качества сборки», сочетающим в себе элементы современного дизайна и ретро-стиля пленочных времен. Отмечается качество примененных материалов и высокий уровень отделки. Отдельно подчеркивается, что на поверхности камеры нет ни единого видимого винта. Действительно, PEN-F выглядит очень эффектно, с этим трудно не согласиться.

Модель будет выпускаться в двух вариантах цветового оформления – с серебристыми элементами (как на иллюстрациях выше) и полностью черном:


Встроенной вспышки у PEN-F нет, однако в разъем «горячий башмак» можно устанавливать внешние вспышки. В комплект входит миниатюрная вспышка FL-LM3 с поворотной головкой и ведущим числом 9.1.

Основные технические характеристики Olympus PEN-F:

  • Компактная, прочная и легкая конструкция в стиле дальномерных камер.
  • Новая матрица LIVE MOS разрешения 20 Мп формата 4/3 (17.3х13.0 мм).
  • Пятиосевая система оптической стабилизации на сдвиге матрицы (работающая и при фото-, и при видеосъемке), с автоматическим распознаванием оптимального режима с учетом панорамирования (S-IS Auto).
  • Двухъядерный процессор TruePic VII.
  • Сенсорный монитор с диагональю 3″, разрешения 1.04 Мточек формата 3:2, свободно вращающийся в двух осях.
  • Возможность работы дисплея в режиме «Тачскрин АФ» – вы смотрите в видоискатель, а точку фокусировки указываете на дисплее.
  • Встроенный электронный OLED-видоискатель (ЭВИ) высокого разрешения 2360000 точек с датчиком глаза и со 100% полем обзора.
  • Возможность перевода ЭВИ в режим «Симуляции оптического видоискателя» (при этом вводимая экспокоррекция и другие настройки отображаются сразу на основном мониторе, но не в ЭВИ).
  • Диапазон чувствительности от ISO200 (с расширением ISO80) до ISO25600.
  • Короткие выдержки от 1/8000 секунды (и от 1/16000 с электронным затвором).
  • Серийная съемка до 10 кадр/с (или до 5 кадр/с с работающим автофокусом).
  • Контрастный автофокус с 81 зонами (9х9), с выбором групп, с распознаванием лиц и ближнего глаза.
  • Функция пикинга при ручной фокусировке (оконтуривание объектов, которые в фокусе).
  • Функция брекетинга по фокусу (Focus BKT), с настройкой количества кадров и величины сдвига плоскости фокусировки.
  • Новый орган управления – «Творческий диск режимов» (Creative Dial), обеспечивающий мгновенный доступ к четырем режимам креативной работы с изображением – CRT (Color Creator), ART (Art Filter), COLOR (Color Profile Control) и MONO (Monochrome Profile Control).
  • Коррекция перспективных искажений «на лету».
  • Видеосъемка в разрешении Full HD 1080@60/50/30/25/24p, формат ALL-I с потоком 77 Мб/с (при 30/25p), IPB с потоком 52 Мб/с. Опции ускоренной и замедленной видеосъемки.
  • Запись стереозвука при видеосъемке.
  • Интервальная съемка с возможностью склейки тайм-лапс видеороликов.
  • Разъем для подключения внешней вспышки и других аксессуаров.
  • Встроенный Wi-Fi для дистанционного управления и передачи файлов на внешние устройства.
  • Габаритные размеры (по данным производителя, корпус без выступающих частей): 125 x 72 x 37 мм.
  • Вес (с аккумулятором и картой памяти): 427 г.

Теперь совместим для удобства сравнения в одной таблице важнейшие характеристики трех камер Olympus, выпущенных в последнее время – OM-D E-M10 Mark II, E-M5 Mark II и PEN-F. Зеленым цветом отмечены выигрышные моменты, выделяющие одну из моделей, красным – сравнительно слабые моменты.

Камера Olympus OM-D E-M10 Mark II OM-D E-M5 Mark II PEN-F
Матрица 16 Мп
Live MOS
16 Мп
Live MOS
20 Мп
Live MOS
Процессор TruePic VII TruePic VII TruePic VII
Стабилизация изображения 5-осевая
(4 EV)
5-осевая
(5 EV)
5-осевая
(5 EV)
Электронный затвор Да Да Да
Минимальная выдержка 1/4000 с
1/8000 с
(1/16000 с электронным затвором)
1/8000 с
(1/16000 с электронным затвором)
Диапазон ISO 200-25600
(с расширением 100-25600)
200-25600
(с расширением 100-25600)
200-25600
(с расширением 80-25600)
Монитор 1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный
1.04 Мточек
3″
LCD
Вращающийся
Сенсорный
1.04 Мточек
3″
LCD
Вращающийся
Сенсорный
Встроенный
электронный
видоискатель
2.36 Мточек
OLED
0.62x
2.36 Мточек
OLED
0.74x
2.36 Мточек
OLED
0.62x
Режим тачпэд АФ Есть Нет Есть
Серийная съемка 8.5 кадр/с 10 кадр/с 10 кадр/с
Встроенная вспышка Есть Нет Нет
Видеосъемка Full HD
1080@60/50/30/25/24p
Full HD
1080@60/50/30/25/24p
Full HD 1080@60/50/30/25/24p
Тайм-лапс 4К Есть (5 кадр/с) Есть
(с прошивкой v 2.0)
Есть (5 кадр/с)
Микрофонный разъем Нет Есть Нет
Брекетинг по фокусировке
Есть Есть
(с прошивкой v 2.0)
Есть
Защищенное исполнение Нет Да Нет
Габаритные размеры 120 x 83 x 47 мм 124 x 85 x 45 мм 125 x 72 x 37 мм
Вес 390 г 469 г 427 г
Ориентир стоимости 40000 руб 63000 руб 90000

Olympus PEN-F поступит в продажу уже в феврале 2016 года, будут предлагаться две модификации цветового исполнения – полностью черная и с серебристыми элементами. Основными вариантами комплектации будут.

Olympus представила новую флагманскую беззеркальную камеру PEN-F в ретро-стиле . Камера имеет цельнометаллический корпус без единого видимого винта

Olympus представила новую флагманскую беззеркальную камеру PEN-F в ретро-стиле со сменной оптикой стандарта Micro Four Thirds . Камера имеет цельнометаллический корпус без единого видимого винта. Olympus считает, что это - одна из самых красивых камер за всю историю компании. В камере используется 20-мегапиксельная матрица Live MOS с физическими размерами 17.3х13 мм без фильтра низких частот.

За обработку изображения отвечает графический процессор True Picture седьмого поколения, есть 5-осевой стабилизатор изображения. Камера оснащена режимом повышенной разрешающей способности в 50 мегапикселей, как в линейке OM-D (судя по всему, совмещение нескольких кадров). Механический затвор умеет снимать с выдержкой до 1/8000, электронный затвор - до 1/16000. Поддерживается серийная съемка до 10 кадров в секунду.

Камера способна снимать Full HD видео с битрейтом до 77 Мбит/с и кадровой частотой 60p, 50p, 30p, 25p и24p, 4K Time Lapse (интервальная серийная съемка, которую затем можно объединить в видеоролик 4K) и Live Composite (режим для съемки звездных треков, молний и рисования светом). Есть ультразвуковой фильтр Supersonic Wave Filter для автоматической очистки сенсора от пыли.

Камера оснащена электронным OLED видоискателем с разрешением 2.36 миллионов точек и поворотным сенсорным дисплеем. Камера будет поставляться как без объектива, так и китами с M.ZUIKO DIGITAL ED 14-42mm 1-3.5-5.6 EZ Pancake или M.ZUIKO DIGITAL 17mm 1:1.8. Цена "тушки" - $1200.

овая камера PEN-F создана, чтобы удовлетворить самые высокие требования. Это самая совершенная камера культовой серии PEN и одна из красивейших системных фотокамер, когда-либо произведенных компанией Olympus!

Это идеальный инструмент для тех, кто стремится получить наилучшее качество изображения при максимальной свободе творческого самовыражения. Это первая в мире компактная системная камера, умеющая снимать с разрешением в 50 мегапикселей. Камера оснащена лучшим в мире 5-осевом стабилизатором изображения, встроенным высокоточным OLED видоискателем с разрешением 2,36 млн. точек и поворотным сенсорным экраном.

Благодаря абсолютно новому датчику изображения, снимки камерой PEN-F отличаются низким уровнем визуальных шумов, широким динамическим диапазоном и точной цветопередачей.


Еще никогда камера такого высокого уровня не выглядела так хорошо.

PEN-F - эталон стиля и качества сборки. Создатели новой PEN-F вложили свою душу в работу по совмещению высочайших технических характеристик и богатого исторического наследия. Итогом их работы стал роскошный дизайн и подлинные инновации.

PEN-F это коллекционная вещь. На поверхности камеры вы не увидите ни одного винта, что еще раз подчеркивает высочайший уровень качества исполнения.

Наши дизайнеры сделали все возможное, чтобы она лежала в руках так же хорошо, как и выглядела. Металлические диски режимов являются характерной чертой знаменитой школы дизайна PEN, сочетающей в себе элементы современного и ретро-стиля, а также металлические материалы категории «люкс» с высоким качеством отделки. Как и классический «пленочный» силуэт корпуса, вид, тактильные ощущения и показатели камеры будут пробуждать особые ощущения, которые захочется запомнить навсегда.

Все инновации и красота PEN-F не имели бы смысла, если бы она не могла обеспечить высокое качество изображения и компактность, но именно здесь отрыв камеры Olympus от конкурентов становится максимальным. Оснащенная новейшим сенсором и технологиями обработки изображения, PEN-F обеспечивает высочайшее качество снимков.

Камера поступит в продажу в середине февраля 2016 года в черном и серебристом цвете, в комплектации «боди», в наборе с объективом M.ZUIKO DIGITAL ED 14-42mm 1-3.5-5.6 EZ Pancake («блинчик») и в наборе с объективом M.ZUIKO DIGITAL 17mm 1:1.8.

Когда соединяются искусство и инновации

PEN-F - воплощение технического и эстетического совершенства. Все наши лучшие разработки, основанные на 80-летнем опыте, были воплощены в этой камере:

  • · Новый малошумный 20-мегапиксельный сенсор Live MOS для роскошных фотографий при любом освещении;
  • · Лучший 5-осевой стабилизатор изображения;
  • · Усовершенствованный графический процессор True Picture седьмого поколения;
  • · Режим повышенного разрешения 50-мегапиксилей для получения исключительной детализации статичных кадров;
  • · Электронный OLED видоискатель сверхвысокого разрешения 2.36 миллионов точек и поворотный сенсорный экран для комфортной съемки в любых условиях;
  • · Цельнометаллический корпус и исключительное качество сборки - ни одного видимого винта.
  • · Уникальный «Творческий диск режимов» предусматривающий работу с художественными фильтрами, тонкую настройку цветового решения Color Creator, а также новую функцию «Черно-белый режим» с огромным количеством поднастроек;
  • · Механический затвор с возможностью снимать с выдержкой до 1/8000;
  • · Электронный затвор для бесшумный съемки с возможностью снимать на выдержке до 1/16000;
  • · Высокоскоростная серийная съемка 10 кадров в секунду;
  • · Full HD видео с битрейтом до 77 Мбит/с., и широким выбором форматов с различной частотой кадров - 60p, 50p, 30p, 25p или традиционным для кинематографа 24p;
  • · 4K Time Lapse - режим интервальной съемки для получения серии снимков, которую затем можно объединить в видеоролик высокого качества 4K;
  • · Live Composite - революционный режим для съемки звездных треков, молний и рисования светом;
  • · Supersonic Wave Filter (ультразвуковой фильтр для автоматической очистки сенсора от пыли, без дополнительных программ очистки).

Дизайнерский прорыв модели PEN

PEN-F компактнее и легче, чем массивные зеркалки. Также она гораздо привлекательнее выглядит. Данное впечатление усиливается, когда вы берете камеру в руки. Приятная на ощупь и изысканная на вид, она ясно дает понять, что эта камера для людей, знающих толк в прекрасном. Дизайнерская команда Olympus прошла долгий путь, чтобы создать PEN-F, потенциальную икону стиля, достойную присоединиться к серии F.


Нынче путешественник без фотоаппарата - все равно что едок без ложки. Правда, голодному можно есть и без приборов, руками, а вот как спокойно «употреблять» пищу для ума и сердца - дивные красоты, прелести земли, неба и воды, - если нечем сделать фотоснимок, а таланта рисовать карандашом или писать маслом не даровано от природы? В общем, путешественнику без камеры, как говаривал Полиграф Полиграфович Шариков, «строго воспрещается существовать»…

Для полевых испытаний мне передали фотокамеру Olympus PEN-F и объективы для нее, перекрывающие весь диапазон требующихся на практике фокусных расстояний, от 24 мм до 300 мм (в эквиваленте системы 35 мм). Это два зума, «штатный» Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro и телевик Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro, а также более светосильный эквивалент столь любимого фотографами «полтинника» (фокусного расстояния 50 мм для кадра 24×36 мм) - Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8.

Воспоминание о шестидесятых

Стандарт Four Thirds был разработан Olympus совместно с Eastman Kodak, первоначально для цифровых зеркальных камер, и назван по размеру используемой матрицы (4/3 дюйма по диагонали). В 2008-м Olympus и Panasonic анонсировали Micro Four Thirds (MFT), уже для беззеркальной цифровой фототехники.

Матрицы MFT по площади вчетверо, а по ширине в два раза меньше полнокадровых. Поэтому масштаб изображения, формируемого на них оптикой, вдвое больше, то есть кроп-фактор равен двум. Это означает, что объектив с фокусным расстоянием 25 мм становится эквивалентным объективу 50 мм на полнокадровой системе.

Olympus PEN-F - цифровая инкарнация в стандарте MFT первого в мире «полукадрового» однообъективного зеркального фотоаппарата эпохи пленочно-бумажной фотографии, впервые анонсированного в 1963 г. Пленочный PEN-F создавал изображение вполовину меньше обычного (24×18 мм, а не 24×36 мм), и на стандартной пленке можно было поместить вдвое больше снимков (72, а не 36). В отличие от современных камер MFT, кроп-фактор ветерана составлял 1,45, и «штатный» объектив Olympus F. Zuiko Auto-S 38mm F1.8 был эквивалентом 55-миллиметрового объектива для полнокадровых зеркалок, а Olympus G. Zuiko Auto-S 40mm F1.4 - 56-миллиметрового.

Многие источники указывают на то, что дизайн новой камеры якобы вдохновлен Olympus PEN-F образца 1963 года. Пожалуй, если речь идет о форме и размерах корпуса, то это так. Но общая компоновка и расположение органов управления у цифрового потомка не могут не отличаться.

Однообъективная зеркальная «полукадровая» фотокамера Olympus PEN-F, анонсированная в 1963 г., с объективом Olympus G. Zuiko Auto-S 40mm F1.4

Позволю себе провести другую связующую нить: ветеран был первым зеркальным фотоаппаратом с размером кадра вполовину меньше традиционного, и новая Olympus PEN-F, в соответствии со стандартом MFT, тоже обладает сенсором вдвое меньше кадра полного формата.

Приведем характеристики камеры Olympus PEN-F и по результатам наших измерений.

Наименование Olympus PEN-F
Дата анонса 27 января 2016 г.
Тип камеры Беззеркальная
Тип матрицы CMOS Micro Four Thirds (MFT, 4/3)
Кроп-фактор (коэффициент умножения фокусного расстояния для полного кадра) 2
Форматы изображения 1:1, 4:3, 3:2, 16:9
Эффективных пикселов матрицы 20 млн
Светоприемных ячеек матрицы 22 млн
Размер матрицы 17,3×13 мм
Очистка от пыли Ультразвуковой волновой мотор
Процессор TruePic VII
Диапазон чувствительности ISO 200-25600 (расширенная до 80)
Диапазон выдержек 1/8000-60 с (механический затвор)
1/16000-60 с (электронный затвор)
Форматы и размер кадра RAW (ORF), JPG 5184×3888 (10356×7776 в режиме высокого разрешения)
Уровни качества JPG Высококачественный, качественный, нормальный, базовый
Форматы и размер видео MPEG-4, H.264, Full HD 1920×1080, частота 60, 50, 30, 25, 24 кадров/с
Скорость серийной съемки 10 кадров/с
Стабилизация изображения внутрикамерная, пятиосевая, до 5EV
Автофокусировка Многозонная, центральная, точечная (с выбором местоположения), следящая, однокадровая, непрерывная
Ручная фокусировка Да
Число датчиков автофокуса 81
Диапазон чувствительности автофокуса от −2EV до +20EV
Тип дисплея TFT LCD
Размер дисплея по диагонали 3″
Число эффективных элементов изображения на дисплее 1 037 000
Сенсорный экран Да
Тип видоискателя Электронный
Покрытие кадра в видоискателе 100%
Увеличение изображения в видоискателе 1,23x
Разрешение видоискателя 2 360 000
Коррекция рефракции глаза от −4 до +2 диоптрий
Поле зрения 100%
Режимы съемки Приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной режим, 24 сюжетные программы
Встроенная вспышка Нет
Внешняя вспышка В комплекте
Режимы работы вспышки Автомат, подавление эффекта «красных глаз», заполняющая вспышка, медленная синхронизация по первой шторке, медленная синхронизация по второй шторке
Автоспуск (задержка) Да (2 или 12 с, по выбору)
Экспозамер Мультизонный, центрально-взвешенный, точечный, светлая зона, тень
Количество зон экспозамера 324
Компенсация экспозиции ±5EV с шагом 1/3EV
Экспозиционный брэкетинг ±5EV (2, 3, 5, 7 кадров с шагом в 1/3EV, 2/3EV, 1EV)
Брэкетинг баланса белого Да
Покадровая съемка с интервалами Да
Хранение отснятого материала SD, SDHC, SDXC
Интерфейс USB 2.0 (480 Мбит/с)
Выход HDMI Micro-HDMI
Вход микрофона Нет
Выход на наушники Нет
Беспроводная связь Wi-Fi 802.11b/g/n
Дистанционное управление Проводной пульт, приложение для смартфона
GPS Нет
Защита от пыли и влаги Нет
Батарея Литий-ионная BLN-1, отдельное зарядное устройство
Емкость батареи 1220 мА·ч (330 кадров)
Вес (включая батарею) 427 г
Размеры 125×72×37 мм
Средняя цена (без объектива) T-13415280

Думаю, что если с камерой нельзя разобраться за полчаса, то это серьезная проблема. Мне частенько приходится по нескольку раз в день переходить с одной системы на другую (доходило до четырех таких смен), поэтому эффективно работать с техникой, которая требует долгой адаптации и привыкания, совершенно невозможно. Но не таков Olympus PEN-F! В том смысле, что с ним все просто и понятно: взял в руки, вставил в слот карту памяти, отформатировал ее, выставил нужный режим и начал снимать, ни о чем не беспокоясь.

Поэтому я начал снимать сразу же после получения оборудования. Сел в такси и тут же сфотографировал водителя (c его любезного разрешения).

«Пожалуйста, пристегнитесь!» Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8, F1,8, 1/500 с, ISO 200 (передержка +1 экспозиционная ступень).

Честно говоря, эта фотография не пострадала бы ни на йоту, сделай я ее в черно-белом варианте, причем как средствами самой камеры, так и при постобработке. Но все же начинать нужно с более целостной картины, каковая немыслима в черно-белом представлении, поэтому пусть здесь все остается цветным.

Детали лица проработаны отлично. Заметен хитрый прищур и озорной блеск в глазах водителя - или это я фантазирую? Передача оттенков кожи весьма хороша, полутона спокойные, с плавными переходами. Детали в светах сохранены в значащих зонах кадра, исключая небо, которое, естественно, совершенно засвечено. Почему «естественно»? Да потому что в настройках камеры нарочно установлена передержка +1, чтобы при съемке в контровом свете проработалось лицо, а иначе оно «провалилось» бы в тень.

Приехал в офис. Друзья-коллеги предложили кофе, поставили на стол чашку. Вот он, кадр! - подумал я.

«Черный кофе». Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 30 мм, F2,8, 1/1000 с, ISO 200.

Между прочим, изображение здесь цветное. Просто таков был свет, чашка и поверхность стола, что на выходе получилось черно-белое фото. Самое ценное, что иллюстрирует этот снимок - мягкие, плавные светотональные переходы и неплохой динамический диапазон. Взглянем на стол в зоне резкости и отметим хорошую проработку фактуры поверхности с воспроизведением деталей как в ярких светах, так и в глубоких тенях.

Гуттаперчевый дисплей

Главное достоинство Olympus PEN-F с точки зрения эргономики и удобства для пользователя состоит в его дисплее, который не только дублирует изображение в видоискателе и дает возможность просматривать отснятое непосредственно на месте, но и позволяет визировать сцену при съемке в самых неожиданных ракурсах.

Начнем с того, что в обычных условиях меня тяготит само наличие дисплея перед носом во время съемки. Все время заботишься о том, чтобы случайно не ударить его, не заляпать прикосновениями кожи лица и рук и не оцарапать. У Olympus PEN-F дисплей можно откинуть влево, повернуть вокруг длинной оси, перевернуть «лицом» к корпусу камеры и сложить в таком состоянии, надежно защитив от загрязнений и повреждений. Это очевидный плюс.

Olympus PEN-F с дисплеем, сложенным «лицом внутрь» и защищенным от повреждений и загрязнений

В традиционном, рабочем положении дисплей достаточно ярок даже на дневном свету и позволяет визировать без особых осложнений. Однако при съемке на открытом солнце он, разумеется, «слепнет», и тогда не остается иного выхода, кроме как приложить все-таки глаз к видоискателю (чего так не любят делать некоторые современные фотолюбители).

Дисплей Olympus PEN-F в рабочем состоянии позволяет визировать при не слишком ярком дневном освещении

В особых случаях можно задействовать все возможности дисплейного крепления, которое позволяет ориентировать его в любом самом причудливом положении. Позволяет не только снимать селфи (то есть автопортреты), развернув откинутый дисплей и саму камеру объективом к себе, но и фотографировать в буквальном смысле из-за угла, над головами окружающих или, наоборот, с низкой точки, опустив камеру к земле. Эта, если можно так выразиться, супергибкость конструкции камеры дает ей неоспоримое преимущество перед теми аппаратами, у которых дисплей лишен подвижности вовсе или поворачивается только вокруг поперечной оси.

Дисплей Olympus PEN-F в положении для съемки «из-за угла»

В стране полумесяца

Через полтора дня я уже был в Турции. Но из-за бессонной ночи в день перелета решил перед дальней дорогой денек отсидеться в городе с символическим названием Сиде.

Сиде, провинция Манавгат. Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro, 150 мм, F2,8, 1/5000 с, ISO 200.

Неплохая иллюстрация возможностей системы по рендерингу цвета. На снимке мне нравятся синий, желтый и темно-красный цвета. А еще мне понравилось, как я построил кадр (в этом утверждении только доля шутки).

В запасе оставалось немного времени, и я занялся исследованием камеры, которой предстояло стать моим верным спутником в путешествии.

На вид и ощупью

Не могу не сказать, что органы управления расположены несколько непривычно. Недоумение вызывает выключатель, который сделан в виде колеса пусть и большого, но без какого-либо «отростка», поэтому пользоваться им не очень удобно. К тому же он расположен слева, а не справа. Когда убираешь камеру в рюкзак или сумку, можно легко сдвинуть это колесо-выключатель в положение «On» (включено). Разумеется, я виноват в этом больше, чем разработчики камеры, но в моих поездках это происходило постоянно, и винить одного себя я попросту устал.

Olympus PEN-F сверху

Сверху на камере имеются «горячий башмак» для подключения дополнительного оборудования, перед ним - отверстия стереомикрофона, селектор режимов съемки, кнопка спуска затвора, обрамленная рифленым кольцом управления выбором параметров (назначение зависит от режима работы), кнопка активации записи видео и колесо экспокоррекции. Последнее расположено крайним слева. Оно выступает за край корпуса, и его можно задеть так же легко, как выключатель, незаметно для себя введя экспокоррекцию.

Для выбора режима работы необходимо перед поворотом селектора нажать разблокирующую его кнопку сверху. Подобный принцип распространен в большинстве фотосистем, но мне кажется, что в нашем случае стопор был бы уместен также на выключателе камеры и на колесе экспокоррекции.

Olympus PEN-F сзади

Сзади расположены: дисплей, окуляр оптоэлектронного видоискателя, колесико его диоптрийной коррекции, функциональные кнопки 1 и 2 (Fn1, Fn2), колесо управления выбором параметров, профилированный упор для большого пальца правой руки, кнопки увеличения изображения, меню, информации, стирания, воспроизведения и пятипозиционный джойстик.

Мне непонятно, какими мотивами руководствовались разработчики камеры; во всяком случае, похоже, что удобство обращения с аппаратом у них явно отходило на второй план. Olympus PEN-F - камера весьма скромная по размерам, но на ней нет никакой ручки и даже утолщения для удержания в правой руке. Кое-что должен был бы предложить упор для большого пальца, но с ним у меня тоже возникали сложности. Во-первых, он расположен слишком низко, и для управления колесом экспокоррекции палец приходится смещать с упора вверх. Во-вторых, не только мизинец, но и безымянный палец моей правой руки не могут охватить аппарат и свешиваются вниз: им просто некуда деться.

Olympus PEN-F спереди

На передней панели слева от объектива вверху расположено колесико выбора творческих режимов съемки, слева внизу - кнопка предварительного просмотра, справа вверху - подсветка автофокуса и индикатор задержки автоспуска, справа внизу - кнопка разблокировки байонетного крепления объектива.

На мой взгляд, наибольший интерес и практическую ценность представляет селектор творческих режимов. С его помощью можно почти мгновенно активировать черно-белую съемку, а это очень удобно. Я решительно не согласен с теми коллегами, которые уверяют в бесполезности этого колесика на передней панели камеры. Еще раз повторю: это очень удобная деталь, которой я неоднократно пользовался по назначению.

Замок байонета справа от объектива - это тоже правильно и очень полезно. Я успел много раз убедиться, насколько удобно заменять объектив правой рукой, «взвесив» камеру в левой руке и нажав указательным пальцем на кнопку замка. В некоторых других системах такой замок располагается слева от объектива, и оперировать им не столь легко.

Olympus PEN-F снизу

На нижней панели камеры расположены отсек для батареи и слот для карты памяти, причем они соседствуют под одной крышкой. В центре, ближе к переднему краю, имеется стандартная резьба 1/4″ для крепления камеры на штативе.

Долина пещерных церквей

Мне предстояло провести неделю в Каппадокии - «прекрасной стране лошадей», как может звучать перевод этого слова со смеси греческого, арамейского и тюркского языков. Каппадокию отличают невероятно красивые природные ландшафты. Но еще важнее то, что эту землю можно справедливо именовать колыбелью христианства. Именно сюда из Рима, Синая, Сирии, Балканских земель бежали от преследователей своего учения те, кто уверовал в Воскресение.

Путешествие по Каппадокии было удобно начинать с Гюзельюрта - небольшого селения на горе у южных ворот ущелья Ыхлара. Кстати, «гюзель юрт» по-турецки означает «любимый дом». Ниже этого поселка, у подножия окрестных гор, расположена Монастырская долина - горная местность, полная древних церквей, человеческих жилищ, хлевов для скота, конюшен, мастерских и других помещений, которые частично занимают пещеры, а частично - залы, вырубленные в камне. Некоторые из них и доселе используются местным населением по назначению, например как склады, сыроварни и винодельни.

Для археологов тут непочатый край работы, ибо глубина «копания» предмета сильно хромает. А с датировкой построек дело обстоит и вовсе неважно: есть только разрозненные данные о том, что первые поселенцы появились здесь еще во времена неолита, затем стали обустраиваться фригийцы, а в I-IV вв. н. э. - «окапываться» древние христиане. Сначала они прятались в Каппадокии от Рима, потом от Византии, арабских завоевателей и Оттоманской империи.

Однако сейчас для меня все это имеет второстепенное значение. Важно другое: тут очень малолюдно, и никто не мешает планомерно и не торопясь исследовать и фотографировать. В этот раз я вообще не встретил в Монастырской долине ни одного человека. И еще: здесь очень интересно. Лазая по россыпям валунов и ползая по каменным ходам пещер, испытываешь такой восторг и наслаждение, будто вернулся в собственное детство.

Для съемок в здешних местах я пользовался исключительно «штатным зумом», причем только в максимально широкоугольном положении, то есть на фокусном расстоянии 12 мм.

У конца дороги. F2,8, 1/6400 с, ISO 200.

Прекрасная резкость и детализация на открытой диафрагме.

Хозяйственное помещение в обработанной пещере. F2,8, 1/25 с, ISO 250.

Отрадно сознавать, что автоматика очень сообразительна в деле установки параметров экспозиции. При исчерпании ресурса удлинения выдержки она не повышает чувствительность сразу вдвое (на одну ступень), а делает это аккуратно, долями ступени - в нашем случае до 250 единиц ISO.

Каменные ступени в пещерной церкви. F2,8, 1/25 с, ISO 400.

Удачный пример хорошей проработки фактуры поверхности камня и мелких деталей растительности (слева внизу) при освещении дважды отраженным светом.

Взгляд наружу. F2,8, 1/1600 с, ISO 200.

Обратим внимание не то, что пейзаж на открытом воздухе отработан безупречно. Превосходная детализация заметна и на паутине. Но очень важно, что матрице хватило динамического диапазона, чтобы показать детали на темных каменных стенах вокруг входного проема. А ведь могла бы и «завалить» все в черноту.

Скальная церковь Кёмюрлу («Угольная»). X век. F2,8, 1/25 с, ISO 400.

Когда я впервые увидел это место, то почему-то вспомнил Минас-Тирит из Толкиеновской трилогии «Властелин колец». Вход в пещеру-преддверие расположен на высоте около полутора метров над поверхностью земли. В древности, вероятно, пользовались деревянной лестницей, которую убирали для защиты от непрошенных гостей. Теперь тут лежат несколько камней, но влезать внутрь все равно очень нелегко, особенно с рюкзаком.

Интерьер церкви Кёмюрлу («Угольной»). X век. F2,8, 1/25 с, ISO 400.

Пещеры церкви (три этажа!) были вырублены в скале в период иконоборчества и не содержат росписей. Однако внутри остались изображения мальтийского креста и более поздние надписи на греческом XIX века. Ме́ста во всех помещениях очень мало, едва хватает на то, чтобы развернуться.

Кроме Монастырской долины в окрестностях Гюзельюрта есть еще одно примечательное место - церковь Вознесения Господня. На самом деле, это не церковь, а монастырь с довольно большим двором. Но интереснее всего расположение этого памятника: на горе над речной долиной.

Монастырь Вознесения. X век. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 25 мм, F8, 1/640 с, ISO 200.

К монастырю Вознесения ведет горная дорога, вдоль которой тут и там стоят вот такие каменные гиганты. Это не причуда природы, а деяние человеческих рук: камни стоят, сложенные по два.

Отметим хорошую работу матрицы камеры, которая смогла воспроизвести мельчайшие детали в густой тени на камнях, и направимся в Газиэмир, подземный город, служивший, как и пещерные церкви, укрытием для древних христиан.

Город под землей

Подземный город Газиэмир. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 18 мм, F2,8, 1/1600 с, ISO 200.

Это самый неглубокий город из подземных городов Каппадокии. Строго говоря, многие его помещения имеют собственный выход на поверхность, поэтому проще рассматривать его как совокупность пещер.

Здесь вполне подходящие условия для проверки возможностей камеры и оптики: большой перепад яркостей на открытом воздухе и внутри помещений, изобилие мелких деталей на поверхностях камня. Как видим, итоги тестовой съемки очень хороши: адекватно воспроизведена картинка снаружи и внутри помещения, в тенях и в светах много различимых деталей.

Вход в пещеры Газиэмира. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 12 мм, F2,8, 1/40 с, ISO 200.

Каменные диски, как тот, что мы видим на снимке, использовались во всех подземных городах Каппадокии в качестве дверей. Их закатывали в специальные ниши, перекрывая входы. Снаружи открыть такую «дверь» просто невозможно.

Нигде направо. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 17 мм, F2,8, 1/8000 с, ISO 200.

Есть в Каппадокии такой город. Особо интересного тут ничего нет, кроме самого названия. Правда, по-турецки оно читается «нийде». Меня это не соблазнило, и я повернул налево, в сторону Гёреме - города в самом центре этой заповедной земли, где предстояло провести семь дней.

Каменные чудеса

Еще всего час езды - и мы у цели. Вот вид с горной террасы от входа в наши апартаменты в гостинице «Нейчурлэнд Кейвз».

Долина Гёреме. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 12 мм, F8, 1/500 с, ISO 200. Панорама из 8 кадров, сшитая в Kolor Autopano Giga.

Это снято, так сказать, «с черного хода». Под нами внизу - ферма по разведению лошадей, а на заднем плане - древние пещеры, которые, как было сказано выше, местные обитатели продолжают использовать и сегодня.

Мы еще не отдохнули после долгого пути и обилия впечатлений, а очень хочется рассмотреть, что там, вдали, подробнее. Поэтому мы пока никуда не двинемся, а просто поменяем наш стандартный зум на телевик.

Каменные чудеса. Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro, 90 мм, F2,8, 1/6400 с, ISO 200.

Собственно, городок Гёреме, где мы поселились (точнее, его старая часть), представляет собой вот такой термитник: в горах вырублены пещеры, в которых расположены гостиницы, кафе, мастерские, склады и проч.

Хорошо работает телезум. Оценим высокую резкость (уже на открытой диафрагме) и приятные цвета. А закончим этот долгий первый день проводами солнца.

Несовершеннолетний зритель. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 17 мм, F2,8, 1/1600 с, ISO 200.

В окрестностях Гёреме есть место, облюбованное туристами для созерцания закатов - это горное плато Актепе над Красной и Розовой долинами, которые расходятся отсюда в направлениях на Чавушин и Аванос. Место известное, и шустрые местные власти обложили доступ к этой площадке данью в размере три турецкие лиры с человека. Здесь мы попрощаемся с прошедшим днем.

Подсолнух отвернулся от кумира. Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8, F1,8, 1/10000 с, ISO 200.

Снимок в контровом свете, но камера и оптика хорошо проработали детали. Контраст, конечно, понижен, но намного меньше, чем того можно было ожидать.

Назавтра и в последующие дни я переполнялся впечатлениями: подземные катакомбы Деринкую и Каймаклы, город пещер в Монастырской долине, скальные церкви в Зельве и долине Ыхлара, созданные природой «домики фей» в долинах Гёрселид и Пашабаг, пещерные крепости Чавушин и Учхисар, заброшенные города Старый Гёре и Ибрахим-паша. А потом было путешествие в Коммагену - древнее царство конца II - начала I вв. н. э., от которого до нас дошли руины святилища Антиоха I на горе Немрут и каменные рельефы Арсамеи, столицы Коммагены, на вершине другой горы.

Я искренне надеюсь, что Olympus PEN-F и три объектива помогли сохранить часть моих впечатлений. По объективам будут опубликованы отдельные материалы, в которых можно будет оценить качество работы каждого из них по отдельности. А пока (ниже) - примеры их работы в общей галерее.

Итоги

Я работал камерой Olympus PEN-F в течение трех недель и получал при этом удовольствие. Она позволяет быстро реагировать на происходящее, не теряя возможности сделать снимок. У нее очень удачный дисплей, который можно установить в любом положении, в том числе для съемки в неожиданных позициях и с таких точек, с которых это невозможно сделать многими другими камерами.

Некоторые неудобства вызывают расположение и конструкция отдельных селекторов и переключателей, а также приспособление для удержания правой рукой (при учете необходимости одновременно оперировать органами управления).

Матрица, располагающая 20 млн светоприемных ячеек, позволяет делать снимки, которые можно отпечатать на бумаге размером до 40×30 см и даже больше, не жертвуя ни резкостью, ни контрастом.

Функциональность Olympus PEN-F весьма богата, причем не только в связи с наличием внутрикамерной стабилизации изображения, возможности фотографирования сериями, брэкетинга, экспокоррекции, но и благодаря большому набору сюжетных режимов, созданию фотопанорам, съемке видео Full HD (1920×1080 с прогрессивным сканированием).

Легкость и компактность фотоаппарата делают его необременительным в путешествиях и поездках, пеших и конных прогулках и многодневных походах.

Olympus PEN-F - современная камера высокого класса, которая по своим возможностям удовлетворит потребности не только фотолюбителя, но и профессионала.

Комплект в составе:

  • Olympus PEN-F,

прошел полевые испытания в сухом и влажном жарком климате, в каменистой пустыне, у моря, в горах на высоте до 3 км, в ущельях глубиной до 300 м, при избытке и недостатке естественного и искусственного освещения, на рассветах и закатах, в полдень и по ночам.

Вердикт: к фотослужбе в путешествиях годен.

Благодарим компанию Olympus за предоставленные для тестирования камеру и объективы

Наличие электронно-механического затвора позволило реализовать довольно широкий диапазон выдержек. Самым коротким отрабатываемым значением стала 1/16000 секунды, так что в этом плане Olympus PEN-F проявляет себя лучше беззеркалок Sony. Впрочем, некоторые камеры (та же X-Pro2 от Fujifilm) позволяют снимать с вдвое более короткой выдержкой – 1/32000 с.

Серийная съемка возможна со скоростью 10 кадров в секунду. За одну серию можно снять до 25 кадров в формате RAW, после чего скорострельность снижается примерно до одного кадра в секунду. Если снимать в JPEG, то можно сделать до 50 фотографий в одной серии.

Как снимает?

После того, как рынок насытился отменными полнокадровыми камерами (в основном это Sony, Nikon, Canon), планка качества изображения на высокой чувствительности сильно поднялась. Я бы даже сказал, что Micro Four Thirds теперь сложно воспринимать всерьез. Если вам нужен минимальный шум и возможность съемки звездного неба ночью на длинной выдержки, то вам однозначно следует смотреть в сторону полнокадровой камеры. Но если сравнивать PEN-F с беззеркалками и компактами с сопоставимой площадью сенсора, то он проявляет себя на удивление неплохо.

Когда Olympus вместе с Panasonic впервые сообщили о создании системы Micro Four Thirds, давшей начало тому течению камер, которое мы теперь называем «беззеркалками», идеальный результат представлялся таким: изящная «дальномерка» времен расцвета пленочной эпохи, снимающая в цифре на уровне зеркалки. Olympus неуклонно следует этой стратегии, одну за другой «возрождая» свои классические камеры: сначала взяв просто концепцию PEN, затем почти в точности воссоздав знаменитую , а теперь обратившись к серии PEN F .

Новинка должна вернуть жизнь в линейку PEN, слегка оттесненную на периферию внимания очень успешной серией OM-D: она получила фирменный 5-осевой матричный стабилизатор с возможностью создавать 50-мегапиксельные снимки, электронный видоискатель разрешением 2 360 тыс. точек, поворотный 3-дюймовый дисплей и другие прелести, знакомые по модели OM-D E-M5 II - только с новым 20-мегапиксельным сенсором и в миниатюрном металлическом корпусе, лишенном влагозащиты. Мы словно бы говорим о смартфонах - наряду с обычным флагманом, в линейке Olympus теперь есть и флагман «имиджевый», камера, которая привлекает и качеством съемки, и функциональностью, и дизайном.

Технические характеристики

Olympus PEN-F Olympus OM-D E-M5 II Olympus PEN E-P5
Сенсор изображения 17,4 × 13,0 мм (Micro Four Thirds) Live MOS 17,4 × 13,0 мм (Micro Four Thirds) Live MOS
Стабилизатор изображения Встроенный в корпус, 5-осевой, за счет сдвига сенсора; заявленная эффективность — до 5 ступеней экспозиции Встроенный в корпус, 5-осевой, за счет сдвига сенсора; заявленная — до 4 ступеней экспозиции
Эффективное разрешение сенсора 20,3 мегапикселя 16,1 мегапикселя 16,1 мегапикселя
Формат фото JPEG (EXIF 2.2, DCF), RAW JPEG (EXIF 2.2, DCF 2.0), RAW
Формат видео MOV (MPEG‑4AVC/H.264), AVI (Motion JPEG) MOV(MPEG‑4AVC/H.264), AVI (Motion JPEG)
Байонет Micro Four Thirds Micro Four Thirds Micro Four Thirds
Размер кадра До 5184 × 3888 пикселей; в режиме высокого разрешения до 10368 × 7776 До 4608 × 3456 пикселей; в режиме высокого разрешения до 9216 × 6912 До 4608 × 3456 пикселей
Разрешение видео До 1920 × 1080 пикселей (60 кадров в секунду) До 1920 × 1080 пикселей (30 кадров в секунду)
Чувствительность ISO 200-25600 с возможностью расширения до ISO 80 ISO 200-25600 ISO с возможностью расширения до ISO 100 ISO 200-6400 ISO с возможностью расширения до ISO 100, ISO 12800 и ISO 25600
Затвор
Механический затвор: 1/8000 - 60 с;
Электронный затвор: до 1/16000;
Длительная (Bulb): макс. 60 минут
Механический затвор: 1/8000 - 60 с;
Длительная (Bulb): макс. 30 минут
Скорость серийной съемки До 10 кадров в секунду До 10 кадров в секунду До 9 кадров в секунду
Автофокус Контрастный, 81 точка Контрастный, 81 точка Контрастный, 35 точек
Экспозамер, режимы работы TTL-замер в 324 точках, многоточечный/центровзвешенный/точечный/светлая зона/тень TTL-замер в 324 точках, многоточечный/центровзвешенный/точечный/светлая зона/тень
Экспокоррекция +/- 5 EV с шагом 1/3 ступени +/- 5 EV с шагом 1/3 ступени +/- 3 EV с шагом 1/3 ступени
Встроенная вспышка Нет, есть внешняя в комплекте Есть
Автоспуск 2/12 с 2/12 с 2/12 с
Карта памяти Один слот SD / SDHC / SDXC(UHS-II) Один слот SD / SDHC / SDXC(UHS-I)
Дисплей 3 дюйма, 1 037 тыс. точек, поворотный 3 дюйма, 1 037 тыс. точек, наклонный
Видоискатель Электронный, OLED (2360 тыс. точек) Только опциональный
Интерфейсы HDMI, USB HDMI, USB, 3,5-мм разъем для микрофона HDMI, USB
Беспроводные модули Wi-Fi Wi-Fi Wi-Fi
Питание Литий-ионный аккумулятор BLN-1 емкостью 9,3 Вт*ч (1220 мА*ч, 7,6В) Литий-ионный аккумулятор BLN-1 емкостью 9,3 Вт*ч (1220 мА*ч, 7,6В)
Габариты 125 × 72 × 37 мм 124 × 85 × 45 мм 122 × 69 × 37 мм
Масса 427 грамм (вкл. батарею и карту памяти) 469 грамм (вкл. батарею и карту памяти) 420 грамм (вкл. батарею и карту памяти)
Актуальная цена 89990 рублей за версию без объектива (body), 109990 рублей за версию kit с объективом 17mm f/1.8 62990 рублей за версию без объектива (body), от 69990 рублей за версию с объективом 12-50mm (цена зависит от объектива) 33000 рублей за версию без объектива (body), 39990 рублей за версию с объективом 14-42mm

Внешний вид и эргономичность

Преемственность между новой PEN-F и ее предтечей из 1963 года даже не нужно искать - всё на виду: слегка ассиметричный корпус без ручки для хвата правой рукой; переключатель справа от байонета; характерный рычажок на верхней грани слева. Пусть назначение рычажков и селекторов совершенно иное в цифровую эру, фамильный дух передан здорово.

Камера, безусловно, очень красивая, особенно в серебристо-черной версии, а не полностью черной, как у нас. Визуальные впечатления подкрепляются и тактильными - корпус выполнен из алюминия с покрытием из магниевого сплава и вставками под кожу в местах соприкосновения с руками.

Красота требует жертв - в данном случае небольших. Камере логичным образом не хватает ручки для более комфортного хвата, пусть даже PEN-F — очень небольшой аппарат, — чтобы удержать его, не нужно прилагать каких-то сверхусилий, благо тут несколько помогает выступ для опоры большого пальца на тыльной поверхности. Тем не менее одним из самых популярных аксессуаров для PEN-F будет дополнительная металлическая ручка ECG-4.

Габариты Olympus PEN-F — 125 × 72 × 37 мм, масса - 427 граммов. Несмотря на встроенный видоискатель и поворотный во всех плоскостях дисплей, камера очень близка по размерам к предшественнице на почетном посту «главный PEN» E-P5 . Говоря о топовых беззеркальных камерах вроде Fujifilm X-Pro2 или Panasonic Lumix GX8 , мы часто вынуждены делать поправку: «Это не самая компактная камера, но по сравнению с зеркальными аналогами…». Здесь никаких поправок - даже в комплекте с двумя-тремя объективами PEN-F не займет много места в обычном рюкзаке, не говоря уже о том, что специальный кофр не нужен вовсе.

На фронтальной панели, помимо байонета с кнопкой высвобождения объектива, расположена крупная лампа подсветки автофокуса, программируемая кнопка, на которую по умолчанию повешен предпросмотр диафрагмы, и тот самый старомодный селектор. Если на прежней PEN F он позволял выбрать выдержку, то здесь это орган управления цветом и светом - фирменными «фишками» современной Olympus, предусматривающими максимально подробную внутрикамерную настройку JPEG.

Olympus PEN-F, правая грань

На правой грани под одной крышкой находятся оба интерфейса: и HDMI, и USB. На левую грань вынесен динамик.

Слева на верхней панели фамильный элемент: 50 лет назад еще был нужен рычаг перемотки пленки, теперь же это обычный выключатель - красивый, аналоговый. Справа мы видим еще одну деталь, заставляющую смахнуть слезу умиления, - в кнопку спуска встроена резьба для спускового тросика; раньше на своих цифровых камерах таким баловались только еще одни адепты ретро - Fujifilm. Помимо этого, здесь есть и более привычные вещи: горячий башмак, стереомикрофон, селектор режимов с кнопочкой блокировки, клавиша пуска видеозаписи, диск экспокоррекции. А кнопка спуска окружена многофункциональным кольцом.

Снизу находится отсек для батареи и карты памяти, а также штативное гнездо, расположенное к этому самому отсеку слишком близко, чтобы не перекрывать к нему доступ во время установки PEN-F на штатив.

Большую часть тыльной стороны занимает поворотный дисплей, но при этом в углу находится место для видоискателя с крохотным диском диоптрийной коррекции. Правее — программируемая клавиша, рычажок регулировки светов/теней, второй селекторный диск и набор обязательных клавиш (пятипозиционная клавиша навигации с дополнительными функциями на ее «лучах» и в центре), кнопка увеличения зоны изображения, вызова меню, смены отображаемой на экране информации, воспроизведения и удаления снимков. Еще одна программируемая клавиша находится на выступе для большого пальца.

Управление, дисплей и видоискатель

Управление построено так же, как и на камерах серии OM-D, удобно и просто: здесь есть достаточное число аппаратных клавиш и селекторов, в том числе и перепрограммируемых, дополняемых быстрым меню и дисплеем с сенсорным покрытием. Органы управления в большинстве своем довольно удачно расположены, обладают хорошей отдачей; не понравилась мне разве что пятипозиционная навигационная клавиша со слишком тонким ободом и тугим, нечетким ходом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.