Могила пророка мухаммеда в тот день когда. Исламская энциклопедия

Могила Посланника Аллаха (мир ему) находится в Медине в Мечети Пророка. Ее купол был возведен в 1817 г. а выкрашен в зеленый цвет в 1837 г. Работами по покраске купола руководил османский султан Махмуд.

Могила Посланника Аллаха (мир ему) имеет особое значение для мусульман наряду с Мечетью аль-Харам в Мекке, Мечетью Пророка в Медине и Мечетью аль-Акса в Иерусалиме. Мусульмане со всего мира ежегодно съезжаются в Медину, чтобы поприветствовать Посланника Аллаха (мир ему) у его могилы. Мусульмане верят, что Аллах Всевышний возвращает жизнь Пророку (мир ему), чтобы он мог ответить на наше приветствие.

Ниже приведены 6 фактов, касающихся могилы Пророка (мир ему), которые, вероятно, вам не были известны.

1. Золотая решетка.

Снаружи перед могилой Пророка (мир ему) и двух его близких друзей и первых халифов Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах) установлена золотая решетка. Она отделяет Святой мавзолей от самой мечети. Мусульмане, желающие посетить могилу Пророка (мир ему), могут остановиться у этой решетки. Двери решетки закрыты, вовнутрь вход воспрещен.

2. Дом Аиши (да будет доволен ею Аллах).

Посланник Аллаха (мир ему) был похоронен в том самом месте, где Всевышний Аллах принял его благословенную душу. Жены нашего Пророка (мир ему) жили в небольших скромных домах рядом с мечетью.

Дома Аиши и Хафсы (да будет доволен ими Аллах) находились по соседству. Известно, что они общались друг с другом через стенку, находясь каждая у себя дома.

3. 3 отверстия золотой решетки.

В воротах золотой решетки есть три отверстия. Эти отверстия были сделаны для наблюдения за внутренними покоями мавзолея Посланника Аллаха (мир ему). Однако саму могилу Пророка (мир ему), Абу Бакра и Умара через эти отверстия не видно. Самое большое отверстие сделано прямо напротив могилы Пророка (мир ему), среднее напротив могилы Абу Бакра, следом идет отверстие напротив могилы Умара.

4. Могила Пророка (мир ему) со всех сторон окружена стенами.

Вокруг могилы Пророка (мир ему) возведены стены из черного камня, а крышу мавзолея венчает небольшой черный купол, который называется «Купол Света» (Куббат ан-Нур). Мавзолей лишен дверей и полностью изолирован от внешнего мира, кроме маленького окошка в куполе, которое закрыто золотой решеткой.

Стены были возведены по приказу халифа Умара бин Абдульазиза в 91 году хиджры. Это было сделано с целью исключить проникновение в святой мавзолей снаружи, поскольку в те времена предпринимались попытки разорения мавзолея и похищения тела Пророка (мир ему).

5. Вокруг мавзолея возведен дополнительный ряд стен.

По приказу султана Нуруддина Занги вокруг мавзолея был возведен дополнительный ряд стен, а полости были залиты расплавленным свинцом. Это было сделано во избежание подкопа и в целях воспрепятствования проникновения в мавзолей.

6. Посланник Аллаха был погребен в том же самом месте, где скончался.

Могила Пророка (мир ему) была выкопана непосредственно под его смертным ложем. Сразу после его смерти между мусульманами возникли разногласия относительно места погребения. Некоторые из сподвижников предлагали похоронить Пророка (мир ему) в Мекке, другие предлагали похоронить на кладбище Баки. Спору положил конец Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), который передал слова Пророка (мир ему), которые слышал от него при жизни: «Пророков не хоронят нигде, кроме места их смерти».

Допророческий период

Рождение

Пророк Мухаммед родился, по мнению ряда учёных, 20 (22) апреля 571 года в год слона, перед наступлением зари, в понедельник. Также многие источники указывают 570 год. Согласно некоторым преданиям, это произошло в 9 день месяца Раби аль-авваль в год Слона, в год неудачного похода Абрахи на Мекку, или в 40 г. правления персидского шаха Ануширвана.

Детство

Мухаммед был передан согласно обычаю кормилице Халиме бинт Аби Зу’айб, несколько лет жил в её семье в кочевом племени бедуинов Бану С’ад. В 4 года он был возвращён обратно в семью. В 6 лет Мухаммед потерял мать. Он выехал с ней в Медину на могилу отца, её сопровождали опекун Абд аль-Мутталиб и служанка Умм Айман. На обратном пути Амина заболела и умерла. Мухаммеда взял к себе дед Абд аль-Мутталиб , но через два года он тоже умер. После смерти Абд аль-Мутталиба Мухаммеда взял дядя по отцу Абу Талиб , который был очень беден. В 12 лет Мухаммед пас овец Абу Талиба , потом стал участвовать в торговых делах своего дяди.

Некоторые предания, связанные с рождением, детством и юностью Мухаммеда носят религиозный характер и для светского учёного идеологически не имеют исторической ценности. Однако, эти предания для мусульманских биографов Мухаммеда, в частности первых веков ислама, многие из который сами собирали материал и проверяли его на достоверность, колоссальные труды которых и составляют главный исторический источник для сегодняшних ориенталистов , являются не менее важными и достоверными (если эта достоверность доказана), как и другие, в целом признаваемые учёными-немусульманами.

В детстве с Мухаммедом произошёл случай, когда несторианский монах по имени Бахира предсказал ему великую судьбу . Абу Талиб поехал с караваном в Сирию, а Мухаммед, который был тогда ещё мальчиком, привязался к нему. Караван остановился в Бусре, где в келье жил монах Бахира, который был христианским учёным. Раньше, когда они проезжали мимо него, он не разговаривал с ними и вообще не появлялся. Утверждают, что сначала монах увидел Мухаммеда, над которым было облако, покрывающее его своей тенью и выделявшее его среди остальных. Потом он увидел, что тень облака упала на дерево, а ветки этого дерева склонились над Мухаммедом. После этого Бахира оказал гостеприимство курайшитам, удивив их этим. Когда он смотрел на Мухаммеда, то пытался увидеть особенности и признаки, которые сказали бы ему о том, что перед ним действительно будущий пророк. Он расспрашивал Мухаммеда о его снах, внешности, делах и всё это совпадало с тем, что знал Бахира из описания пророка. Также он увидел печать пророчества между плечами именно на том месте, где она, по его сведениям, должна была быть. Потом монах сказал Абу Талибу , что тот должен беречь Мухаммеда от иудеев, так как если они узнают о том, о чём узнал он сам, то будут оказывать враждебные действия.

Женитьба на Хадидже

До Мухаммеда она была замужем два раза. Мухаммед испытывал к ней сильную любовь как при жизни, там и после её смерти, о чём говорят многие хадисы, когда резал овцу, посылал часть мяса её подругам. Кроме того, он говорил, что наилучшая женщина миссии Исы была Марьям (Мария дочь Имрана, мать Иисуса), а наилучшей женщиной его миссии была Хадиджа. Аиша же говорила, что ревновала Мухаммеда только к Хадидже, хотя той и не было в живых, а однажды, когда она воскликнула «Опять Хадиджа?», Мухаммед был недоволен и сказал, что Всевышний наделил его сильной любовью к ней. .

Основные события из жизни

В этом периоде, согласно арабским источникам, можно выделить следующее:

Мекканский период пророческой миссии

Тайная проповедь

Основная статья: Начало пророческой миссии Мухаммеда

Пещера на горе Хира

Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, началась его религиозная деятельность (в исламе пророческая миссия, посланническая миссия).

Сначала у Мухаммеда появилась потребность в аскетизме, он стал уединяться в пещере на горе Хира, где поклонялся Аллаху . Также он начал видеть вещие сны. В одной из таких ночей уединения к нему явился ангел Джабраил , посланный Аллахом , с первыми аятами Корана . В течение первых трёх лет, он вёл свою проповедь тайно. Люди начали постепенно вступать в ислам, сначала это были жена Мухаммеда Хадиджа и ещё восемь человек, среди которых будущие халифы Али и Усман .

Открытая проповедь

С 613 года жители Мекки стали принимать ислам группами, как мужчины, так и женщины и пророк Мухаммед стал открыто призывать к исламу. В Коране так сказано об этом: «Провозгласи то, что тебе велено, и отвернись от многобожников.»

Курайшиты начали оказывать враждебные действия Мухаммеду, открыто критиковавшему их религиозные взгляды, и новообращённым мусульманам. Мусульман могли оскорблять, забрасывать камнями и грязью, избивать, подвергать голоду, жажде, зною, угрожать смертью. Всё это сподвигло Мухаммеда на принятие решения о первом переселении мусульман.

Местоположение Абиссинии (Эфиопия)

Хиджра в Эфиопию - первая хиджра (переселение) в истории ислама, датирующаяся 615 г. Сам Мухаммед не участвовал в ней, оставшись в Мекке и призывая к исламу. Негус гарантировал безопасность религии мусульман.

Смерть Абу Талиба и Хадиджи

Эти два события случились в один год (619 г.). Смерть Абу Талиба произошла за три года до переселения (хиджры) в Медину. Так как Абу Талиб защищал Мухаммеда, давление курайшитов с его смертью усилилось. В месяце Рамадане того же года, через два или три месяца после смерти Абу Талиба (указывается также, что прошло 35 дней , умерла и первая жена Мухаммеда (все жёны Мухаммеда носили статус «мать правоверных») Хадиджа. Этот год Мухаммед назвал «годом печали».

Переселение в ат-Таиф

Основная статья: Переселение Мухаммеда в Ат-Таиф

На переднем плане дорога в ат-Таиф, на заднем - горы ат-Таифа (Саудовская Аравия).

Из-за того, что после смерти Абу Талиба притеснение и давление в сторону Мухаммеда и остальных мусульман со стороны курайшитов заметно возросло, Мухаммед принял решение искать поддержки в ат-Таифе, расположенном в 50 милях к юго-востоку от Мекки у племени Сакиф. Это произошло в 619 году. Он хотел, чтобы они приняли ислам . Однако в Ат-Таифе его грубо отвергли.

Ночное путешествие в Иерусалим

Мечеть аль-Акса

Ночное путешествие Мухаммеда - это перенесение из мечети Аль-Харам в мечеть аль-Акса - священный дом (Иерусалим) от Илии. Считается одним из самых значимых и глубоко символичных событий в жизни Мухаммеда. К тому моменту ислам был уже распространён среди курайшитов и других племён. Согласно хадисам, Мухаммед был перенесён на верховном животном в мечеть аль-Акса, где находилась группа пророков, в числе которых были Иса , Муса , Ибрагим . Он помолился вместе с ними. Потом Мухаммед был вознесён на небо, где видел знамения Аллаха . В исламской традиции принято относить это событие к 27 раджаба 621 г. В Коране по поводу ночного путешествия Мухаммеда сказано в суре «Перенес Ночью».

Мединский период пророческой миссии

Переселение в Медину

Из-за опасности нахождения Мухаммеда и остальных мусульман в Мекке, они вынуждены были переселиться в Ясриб, который после этого стал называться Мединой. К этому моменту в Ясрибе уже приняли ислам и в подчинении Мухаммеда оказались целый город и армия. Это событие считается началом мусульманского государства, мусульмане получили необходимую им независимоcть, год хиджры стал первым годом

Скачать статью в формате:

На самом ли деле Пророк Мухаммад (с) был похоронен в комнате Аиши?

Краткий ответ:

  1. Относительно того, кому принадлежала комната, в которой похоронен Пророк (с), существуют разногласия.
  2. Сунниты считают, что эта комната принадлежала Аише.
  3. Некоторые шиитские исследователи, ссылаясь на достоверные книги суннитов, утверждают другое. Ниже мы приведем их разъяснения по этому поводу.
  4. В дискуссии между учеником имама Садыка (мир ему!) Фаддалом и Абу Ханифой указывается на то, что место захоронения Умара и Абу Бакра было насильственно ими присвоено.

Полный ответ:

Относительно того, кому принадлежала комната, в которой похоронен Пророк (с), существуют разногласия

Версия суннитов

Сунниты убеждены, что Пророк (с) был захоронен в комнате, принадлежащей Аише, аргументируя это хадисом из Бухари от Аиши:

قَالَتْ عَائِشَةُ لَمَّا ثَقُلَ النَّبِىُّ - صلى الله عليه وسلم - وَاشْتَدَّ وَجَعُهُ اسْتَأْذَنَ أَزْوَاجَهُ أَنْ يُمَرَّضَ فِى بَيْتِى فَأَذِنَّ لَهُ ، فَخَرَجَ بَيْنَ رَجُلَيْنِ تَخُطُّ رِجْلاَهُ الأَرْضَ ، وَكَانَ بَيْنَ الْعَبَّاسِ وَرَجُلٍ آخَرَ . قَالَ عُبَيْدُ اللَّهِ فَذَكَرْتُ ذَلِكَ لاِبْنِ عَبَّاسٍ مَا قَالَتْ عَائِشَةُ فَقَالَ لِى وَهَلْ تَدْرِى مَنِ الرَّجُلُ الَّذِى لَمْ تُسَمِّ عَائِشَةُ قُلْتُ لاَ. قَالَ هُوَ عَلِىُّ بْنُ أَبِى طَالِبٍ .

«Когда состояние Пророк (с)а ухудшилось, то он с разрешения своих жен, поселился у меня, чтобы здесь провести свои последние дни. Он направился (ко мне), опираясь на плечи Аббаса и другого мужчины , а его ноги (от слабости) волочились по земле». Убайдулла сказал: «я сказал об этом Ибн Аббасу». Он спросил: «Знаешь ли ты, кто был тот мужчина, чье имя Аиша не упоминает в хадисе?» Я сказал: «Нет». Он сказал: «Это был Али ибн Абу Талиб ».

«Сахих аль Бухари», том 1, стр. 162, хадис 665 -

Следует отметить, Бухари упоминает данный хадис в нескольких местах своей книги. Однако, в книге много противоречий, на которые мы не будем указывать здесь. Только обратим ваше внимание на то пренебрежение и нежелание Аиши указывать имя Имама Али (мир ему!). Ахмад ибн Ханбал пишет:

هُوَ عَلِيٌّ وَلَكِنَّ عَائِشَةَ لَا تَطِيبُ لَهُ نَفْسًا.

Ибн Аббас сказал:

«Это был Али, но Аиша не любит произносить его имени».

«Муснад ибн Ханбал», том 6, стр. 228. -

Ибн Са’д также пишет:

هو علي ، إن عائشة لا تطيب له نفسا بخير .

Ибн Аббас сказал: «Это был Али, но Аиша не любит упоминать о нем хорошо ».

«Ат-табакат аль кубра», том 2, стр 232 -

Ибх Хаджар передает также от Аз Захри, который сказал:

ولكنها لا تقدر على أن تذكره بخير

"Но она не может упоминать о нем хорошо".

Ибн Хаджар, Фатхуль бари, Книга: главы об общественной молитве, хадис 634, том 2, стр. 156, изд-во Дарул марифа, Бейрут, 1379 г.х., в 13-ти томах -

Также, Абдур Раззак в своем Мусаннафе пишет:

قال الزهري وأخبرني عبيد الله بن عبد الله بن عتبة أن عائشة أخبرته قالت أول ما اشتكى رسول الله صلى الله عليه و سلم في بيت ميمونة فاستأذن أزواجه أن يمرض في بيتي فأذن له قالت فخرج ويد له على الفضل بن عباس ويد أخرى على يد رجل آخر وهو يخط برجليه في الأرض فقال عبيد الله فحدثت به بن عباس فقال أتدري [ ص 430 ] من الرجل الذي لم تسم عائشة هو علي بن أبي طالب ولكن عائشة لا تطيب لها نفسا بخير

Передают от Аиши: «Когда состояние Пророка (с) ухудшилось, то он с разрешения своих жен, поселился у меня, чтобы здесь провести свои последние дни. Он направился (ко мне), опираясь на плечи Аббаса и другого мужчины, а его ноги (от слабости) волочились по земле». Убайдулла сказал, что он спросил Абдуллу ибн Аббаса: «Знаешь ли ты, кто был тот мужчина, чье имя Аиша не упоминает в хадисе?» Сказал: «Это был Али, но Аиша не любит упоминать о нем хорошо».

Мусаннаф, Абдур Раззак, том 5, стр. 429-430, изд-во Мактабул ислами, Бейрут, 1403, в 11-ти томах -

Версия шиитов

Некоторые шиитские исследователи считают, что комната, в которой захоронен Пророк (с), не принадлежала Аише, потому что:

Во-первых, когда в хадисе употребляется выражение «дар ан-наби» (жилье Пророка), или другие обороты, то имеется ввиду, непосредственно его личное пространство, т.е. комната, принадлежащая ему. В противном случае, в хадисе употреблялось бы «дом Аиши», или «дом Умм Саламы», и т.д.

В доказательство приведем пример:

أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يُصَلِّي ذَاتَ لَيْلَةٍ فِي حُجْرَتِهِ فَجَاءَ أُنَاسٌ فَصَلَّوْا بِصَلَاتِهِ فَخَفَّفَ فَدَخَلَ الْبَيْتَ

«Однажды ночью Пророк (да благословит Аллах его и приветствует!) молился в своей комнате (худжра – комната, по-арабски). Тут к нему пришли люди и присоединились к нему и стали молится за ним. Тогда он стал молится быстрее, и закончив вошел в дом (байт – дом, по-арабски)».

«Муснад ибн Ахмад», том 3, стр. 103, хадис 11567 - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=6&ID=41&idfrom=11503&idto=13597&bookid=6&startno=64 http://islamport.com/w/mtn/Web/3010/12103.htm

عن ربيعة بن كعب الأسلمي : كنت أبيت عند حجرة النبي فكنت أسمعه إذا قام من الليل يقول : سبحان الله رب العالمين.

От Рабиа ибн Ка’ба аль Аслами: «Я ночевал у комнаты Пророка и слышал, как, проснувшись ночью, Пророк (с) говорил: «Пречист Аллах, Господь миров!».

«Сунан ан-нисаи», том 3, стр. 209, изд-во Дару кутубил илмиййа, Бейрут, 1991, издание первое, в 6-ти томах - http://islamport.com/w/mtn/Web/3000/2103.htm

Во-вторых, самым близким из домов к дому Пророка (с), был дом Али (мир ему!).

جاء رجل إلى ابن عمر فسأله عن عثمان ... ثُمَّ سَأَلَهُ عَنْ عَلِىٍّ ، فَذَكَرَ مَحَاسِنَ عَمَلِهِ قَالَ هُوَ ذَاكَ ، بَيْتُهُ أَوْسَطُ بُيُوتِ النَّبِىِّ - صلى الله عليه وسلم - . ثُمَّ قَالَ لَعَلَّ ذَاكَ يَسُوؤُكَ . قَالَ أَجَلْ . قَالَ فَأَرْغَمَ اللَّهُ بِأَنْفِكَ ، انْطَلِقْ فَاجْهَدْ عَلَىَّ جَهْدَكَ.

«Некто пришел к Ибн Умару и поинтересовался об Усмане, затем спросил про Али. Он стал рассказывать о его достоинствах и добродетелях, добавив: «Его дом, был самым близкорасположенным к дому Пророка, но, может быть, это не так устраивает тебя». «Да, это так», - сказал он. Сказал: «Назло тебе это именно так».

Сахих Бухари, Книга: достоинства сподвижников, глава: "достоинства Али (мир ему!) Ибн Абу Талиба (ра)", хадис 3501, том 3, стр. 1358, изд-во Дару Ибн Касир, 1993, в семи томах. -

Ибн Хаджар пишет:

رواية العلاء بن عيزار قال : سالت ابن عمر عن علي . فقال : انظر الي منزله من نبي الله ليس في المسجد غير بيته .

Предание Ула ибн Изара передает, что он сказал: «Я спросил у Ибн Умара про Али, и он сказал: «Посмотри на расположение его дома и дома Пророка, в мечети нет больше домов, кроме дома Али».

Фатх аль бари», том 7, стр. 91 -

«Затем сказал: «Вот дом Посланника Аллаха в мечети, а вот дом Али».

«Мустадрак», том 3, стр. 51

Из приведенных выше хадисов становится очевидно, что дом Али (мир ему!) и Фатимы (мир ей!) был в непосредственной близости от дома Пророка (с). Следует отметить, что в доме Пророка (саас) для Фатимы также была отведена комната, которая сохранилась до наших дней в мечети Пророка (с) и носит имя «комната Фатимы».

В-третьих, опираясь на суннитские источники, смерть Пророка (с) произошла в комнате, принадлежащей самому Пророку (с) и находящейся в его доме. В хадисе от Умара приводится:

فبينما نحن في منزل رسول الله إذا رجل ينادي من وراء الجدار أن أخرج إليّ يا ابن الخطاب . . . فإن الأنصار اجتمعوا في سقيفة بني ساعدة ، فأدركوهم قبل أن يحدثوا أمرا ....

«В то время, когда мы были в доме Пророка (с), кто-то крикнул из-за стены: «Ибн Хаттаб выходи ко мне… Ансары собрались в Сакифе бани сааде, поскорее иди к ним, чтобы не произошло чего-нибудь!».

«Фатх аль бари», том 7, стр. 30, изд-во Дарул марифа, Бейрут, 1379 г.х., в 13-ти томах - http://islamport.com/w/srh/Web/2747/3778.htm , «Тарих дамашк», том 30, стр. 282, также предание от Ибн Хаббана, том 2, стр. 155

В-четвертых, признание Аиши того факта, что Пророк (с) был захоронен в своей комнате.

« لقد نزلت آية الرجم ورضاعة الكبير عشرا ولقد كانت في صحيفة تحت سريري ، فلما مات رسول الله وتشاغلنا بموته دخل داجن فأكلها

«Аяты о наказании путем закидывания камнями и о взрослом вскормленнике были записаны и хранились у меня под кроватью, но в день, когда Пророк (с) умирал, мы были заняты так, что в комнату пробрался баран и съел свитки с аятами ».

«Сунан Ибн Маджа», том 1, стр. 625 - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=5&ID=638&idfrom=1933&idto=1934&bookid=5&startno=1 , «Аусат Ат-табарани», том 8, стр. 12, «Маснад Аби Я’ли», том 8, стр. 64, «Мухалла», том 11, стр. 236, также сказал: «Этот хадис достоверный». «Лисан аль араб», том 7, стр. 33, «Нихаят Ибн Асир», том 2, стр. 87

Рассмотрев внимательно хадис, становится ясно, что если смерть Пророка (с) произошла бы в комнате Аиши, то как барану удалось зайти в комнату, полную людей, и съесть свитки?

В-пятых, во многих источниках указывается на то, что комната Пророка (с) имела две двери. Когда мусульмане, которые совершали поминальную молитву над его телом, группами заходили в одну дверь, то выходили из другой. Также в некоторых источниках мы видим, что в комнате Аиши была всего одна дверь, и находилась она в ином направлении, чем комната Пророка (с).

قَالُوا كَيْفَ نُصَلِّي عَلَيْهِ قَالَ ادْخُلُوا أَرْسَالًا أَرْسَالًا قَالَ فَكَانُوا يَدْخُلُونَ مِنْ هَذَا الْبَابِ فَيُصَلُّونَ عَلَيْهِ ثُمَّ يَخْرُجُونَ مِنْ الْبَابِ الْآخَر.

«Когда Пророк (с) покинул этот мир, группа людей сказала: «Как же мы будем совершать поминальную молитву над его телом?» Им отвечали: «Группами». Так, они заходили группами в одну дверь и (прочитав молитву) выходили в другую дверь».

«Муснад ибн Ахмад», том 5, стр. 81, хадис 19838 - http://library.islamweb.net/hadith/display_hbook.php?bk_no=121&pid=61939&hid=20268 , «Тарих дамашк», том 4, стр. 296 - http://library.islamweb.net/hadith/display_hbook.php?bk_no=798&pid=376163&hid=2888 , «Усд аль габа», том 5, стр. 254, Маджмауз заваид, Хейсами, том 9, стр. 37, Хейсами сказал: хадис передал Ахмад, передатчики являются передатчиками сахих Бухари - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=87&ID=2856&idfrom=14393&idto=14422&bookid=87&startno=20

Хейсами, повествуя этот хадис, говорит:

رواه أحمد ، ورجاله رجال الصحيح

«Хадис передал Ахмад, передатчики являются передатчиками сахих Бухари».

«Маджма’ аз-заваид», том 9, стр. 37 - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=87&ID=2856&idfrom=14393&idto=14422&bookid=87&startno=20

В-шестых, комната Аиши, в отличии от комнаты Пророка (с), располагалась в направлении Шама (т.е. в южном углу мечети, в направлении киблы. Следовательно, дверь выходила в мечеть).

فسألته عن بيت عائشة فقال : كان بابه من وجهة الشام فقلت : مصراعا كان أو مصراعين ؟ قال : كان بابا واحدا . قلت : من أي شئ كان ؟ قال : من عرعر أو ساج.

«Я спросил его о комнате Аиши, на что он ответил: «Дверь ее комнаты выходила в сторону Сирии».

Я спросил: «Сколько выходов там было?» «Один», - последовал ответ.

http://islamport.com/w/mtn/Web/2985/1128.htm , «Имта аль асма», том 10, стр. 92, «Субуль аль худа», том 3, стр. 349, «Самт ан-нуджум аль аввали», стр. 218

Албани исследуя данный хадис пишет:

«Достоверный».

«Аль адаб аль муфрад лил Бухари», стр. 272, изд-во Дару башаирил ислами, Бейрут, 1989, водном томе, с комментариями Насируддина Албани - http://islamport.com/w/mtn/Web/2985/1128.htm , Сахих аль Адаб аль муфрад, Насируддин Албани, том 1, стр. 287, изд-во Дару Сиддик, издание первое, 1421 - http://islamport.com/w/alb/Web/2383/289.htm

Итак, из вышеприведенного хадиса следует, что:

А) Относительно той части хадиса, где говорится: «Я спросил его о комнате Аиши», то она означает, что человек, задающий такой вопрос был уверен – комната Аиши, которая известна сегодня как место захоронения Пророка (с), не является таковой. Поэтому он и спросил о ее комнате.

Б) Из предания можно установить, что комната находилась в северной части мечети, т.е. в направлении Сирии.

В-седьмых, Бухари, Ахмад, и автор «Табаката» передают от слуги Пророка (с) Анаса ибн Малика, что между комнатами Пророка (с) и Аиши было значительное расстояние. Так он описывает церемонию женитьбы Пророка (с) на Зейнаб бинт Джахш. И то, что комната Пророка (с) в которой праздновали гости была отдалена от комнаты Аиши. Более того ее комната находилась вне мечети. После пира, Пророк (с) направляется в комнату Аиши, но видя, что гости не ушли, а отдыхают в его комнате, направился к комнате Аиши. Тогда был ниспослан аят: «Если же вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь».

«Ахзаб», аят 52

В хадисе приводится:

فَمَشَى رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - وَمَشَيْتُ مَعَهُ حَتَّى جَاءَ عَتَبَةَ حُجْرَةِ عَائِشَةَ ، ثُمَّ ظَنَّ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - أَنَّهُمْ خَرَجُوا فَرَجَعَ وَرَجَعْتُ مَعَهُ ، حَتَّى دَخَلَ عَلَى زَيْنَبَ فَإِذَا هُمْ جُلُوسٌ لَمْ يَتَفَرَّقُوا ، فَرَجَعَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - وَرَجَعْتُ مَعَهُ ، حَتَّى بَلَغَ عَتَبَةَ حُجْرَةِ عَائِشَةَ ، فَظَنَّ أَنْ قَدْ خَرَجُوا ، فَرَجَعَ وَرَجَعْتُ مَعَهُ ، فَإِذَا هُمْ قَدْ خَرَجُوا ، فَأُنْزِلَ آيَةُ الْحِجَابِ ، فَضَرَبَ بَيْنِى وَبَيْنَهُ سِتْرًا

«Пророк (с) пошел, и я последовал за ним, пока мы не дошли до комнаты Аиши. Он подумал, что гости ушли и вернулся. И я вернулся вместе с ним. Потом он зашел к Зейнаб, и увидел, что никто из гостей не ушел. Пророк (с) вернулся и я шел вместе с ним, пока мы не дошли до комнаты Аиши. Он подумал, что они ушли, вернулся, и я вернулся вместе с ним. Тут, гости ушли, и был ниспослан аят о «хиджабе». После этого он установил между нами перегородку».

«Сахих аль Бухари», том 5, стр. 2303, хадис 5884, изд-во Дару Ибн Касир, 1993, - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?idfrom=5984&idto=5986&bk_no=0&ID=3477 , «Муснад ибн Ахмад», том 3, стр.168, «Ат-табакат аль кубра», том 8, стр. 104

Аиша после смерти Пророка (с) продала свою комнату Муавие. Разве возможно, чтобы была продана комната, в которой был похоронен Пророк (с)?

واشترى (معاوية ) من عائشة منزلها ، يقولون بمائة وثمانين ألف درهم ويقال بمائتي ألف درهم وشرط لها سكناها حياتها

«Муавия купил у Аиши комнату, принадлежащую ей. Говорят, он купил ее за 180 тысяч дирхемов, а также говорят, что за 200 тысяч, но с условием, что Аиша будет жить там до самой смерти».

«Ат-табакат аль кубра», Ибн Саад, том 8, стр. 165 - http://library.islamweb.net/hadith/display_hbook.php?bk_no=82&pid=44553&hid=10159

Вывод

Итак, подведя итог, можно утверждать, что «дом Пророка» (саас), о котором идет речь в выше приведенных хадисах и есть та комната, которая принадлежала исключительно ему. Это значит, что впоследствии правители, подобно тому как прибрали к рукам мечеть Пророка (с), захватили и его комнату, чтобы Бани Хашим не смогли с помощью этого достичь своих целей. Аиша, дочь правителя стала претендовать на комнату Пророка (с), халифы поддержали ее. Они лишили Фатиму Захру и Али (мир им!) всего. И это при том, что комната Аиши была на другой стороне мечети, а именно на стороне киблы.

Смуте Али (мир ему!) предпочел молчание, подобно тому, как в отношении своего руководства он смирился, следуя наставлениям Пророка (с). Пока не придет долгожданный Худжат ибн Хасан и не раскроет тайное.

Диспут Фаддала и Абу Ханифы

Итак, в качестве дополнения к нашему исследованию приведем диспут Фаддала, одного из учеников Имама Садика (мир ему!) и Абу Ханифы, который наилучшим образом служит аргументом того, что Абу Бакр и Умар захоронены в насильно присвоенном месте.

وروي : أنه مر فضال بن الحسن بن فضال الكوفي بأبي حنيفة وهو في جمع كثير ، يملي عليهم شيئا من فقهه وحديثه.

فقال - لصاحب كان معه - : والله لا أبرح حتى أخجل أبا حنيفة . فقال صاحبه الذي كان معه : إن أبا حنيفة ممن قد علت حاله ، وظهرت حجته.

قال : صه ! هل رأيت حجة ضال علت علي حجة مؤمن ؟ ! ثم دنا منه فسلم عليه ، فرد ورد القوم السلام بأجمعهم.

فقال : يا أبا حنيفة أن أخا لي يقول : أن خير الناس بعد رسول الله علي بن أبي طالب عليه السلام ، وأنا أقول أبو بكر خير الناس وبعده عمر فما تقول أنت رحمك الله؟

فأطرق مليا ثم رفع رأسه فقال : كفى بمكانهما من رسول الله صلى الله عليه وآله كرما وفخرا ، أما علمت أنهما ضجيعاه في قبره ، فأي حجة تريد أوضح من هذا؟

فقال له فضال : إني قد قلت ذلك لأخي فقال : والله لئن كان الموضع لرسول الله صلى الله عليه وآله دونهما فقد ظلما بدفنهما في موضع ليس لهما حق فيه ، وإن كان الموضع لهما فوهباه لرسول الله صلى الله عليه وآله لقد أساءا وما أحسنا ، إذ رجعا في هبتهما ، ونسيا عهدهما.

فأطرق أبو حنيفة ساعة ثم قال له : لم يكن له ولا لهما خاصة ، ولكنهما نظرا في حق عايشة وحفصة فاستحقا الدفن في ذلك الموضع بحقوق ابنتيهما.

فقال له فضال : قد قلت له ذلك فقال : أنت تعلم أن النبي مات عن تسع نساء ، ونظرنا فإذا لكل واحدة منهن تسع الثمن ، ثم نظرنا في تسع الثمن فإذا هو شبر في شبر ، فكيف يستحق الرجلان أكثر من ذلك ، وبعد فما بال عائشة وحفصة ترثان رسول الله صلى الله عليه وآله وفاطمة بنته تمنع الميراث ؟ !

فقال أبو حنيفة : يا قوم نحوه عني فإنه رافضي خبيث.

Повествуется, что Фаддал ибн Хасан аль Куфи встретил как-то Абу Ханифу, которого окружало много людей - он рассказывал им хадисы.

Фаддал сказал своему другу, сопровождающему его: «Клянусь Аллахом, я не успокоюсь, пока не опозорю его!». На что его друг ответил: «Но Абу Ханифа силен в доводах».

«Помолчи, разве доводы заблудшего могут быть сильнее доводов ведомого истинным путем?» - сказал Фаддал. Он подошел к Абу Ханифе и поздоровался с ним и со всеми присутствующими.

О, Абу Ханифа, мой брат говорит, что наилучший из людей после Посланника Аллаха – Али, я же утверждаю, что это – Абу Бакр, а после него – Умар. Как же думаешь ты, да ниспошлет тебе Аллах милость свою!

Достаточно того, что они обладают высоким положением перед Пророком, разве ты не знаешь, что они похоронены рядом с ним (в то время как Али похоронен в Ираке), тебе нужен еще более бесспорный довод? – спросил Абу Ханифа, немного поразмыслив.

Да, я уже говорил ему об этом. Но он ответил мне, что: «Клянусь Аллахом, если место захоронения было в собственности у Пророка, то они были захоронены в месте, не принадлежащем им. А если оно принадлежало им, то значит они подарили его Пророку. А подарив, забыли о своем подарке (т.е. неправильно поступили с Пророком, ведь были захоронены на уже подаренном месте).

Эта комната не принадлежала никому из них. Она была в собственности у Аиши и Хафсы, поэтому Абу Бакр и Умар удостоились быть захороненными здесь, - ответил Абу Ханифа после долгого раздумья.

Я говорил ему об этом, но он возразил: «Ты знаешь, когда Пророк умер у него было девять жен, и если разделить на всех комнату, то Аише причитается одна девятая от общей площади комнаты. В результате каждой досталось бы по чуть-чуть. Значит, те двое занимают не принадлежащую им землю. И почему жены Пророка Аиша и Хафса унаследовали от Пророка, а его дочь Фатима - нет?»

Прочь от меня, несчастный рафидит (шиит)! - сказал Абу Ханифа».

«Аль фусул аль мухтара», Сейид Муртада, стр. 74, «Канз аль фаваид», Абул футух Каракджи, стр. 135, «Ихтиджадж», Табарси, том 2, стр. 149, и др.

Рейтинг: 1 Просмотров: 4717

Ибн Таймийя утверждал, что запрещено посещать могилу Пророка Мух аммада, и что это является грехом.

В частности, в своей книге «Маджму Уль-фатау а» (т.4, с.520) Ибн Таймийя написал, в очередной раз ложно ссылаясь на ученых:

«Само путешествие для посещения одной из могил: могилы Пророка или кого-либо другого — большинство ученых запретили, и даже запретили сокращать Намаз в таком путешествии, так как оно является грехом, на основании хадиса, переданного имамами Аль-Бухарий и Муслимом: “Не совершайте целенаправленное путешествие, кроме как в три мечети: мечеть «Аль-Х арам», мечеть «Аль-Ак са» и мою мечеть”».

А в книге «Аль-Фатауа аль-кубра» (т.1, с.142) Ибн Таймийя написал:

«Сказали [ученые]: путешествие для посещения могил Пророков и благочестивых людей — это новшество, и никто из сахабов или таби’ин не делал этого, и Пророк не велел это совершать, и никто из исламских ученых не считал это похвальным. А кто был убежден, что это является поклонением [Аллаhу], и сделал это [с таким убеждением], то он поступил вопреки Сунне Пророка и иджма‘ ученых».

Опровержение заблуждения Ибн Таймийи, что посещение могилы Пророка Мух аммада не является грехом

Общеизвестно среди мусульман и подтверждено исламскими учеными, что посещение могилы Пророка Мух аммада является одобренным делом. Сам Пророк побуждал людей к этому говорил означающее:

«Тому, кто посетит мою могилу, я буду делать шафаат 1 ». Этот х адис передали хафизы Аль-Байhак ый и Ад-Дарак утний.

А что касается хадиса о путешествии в три мечети, который Ибн Таймийя не к месту приводит в качестве «доказательства» своего заблуждения, то в нем говорится о вознаграждении за Намаз, выполненный в этих мечетях. Пророк Мух аммад сказал означающее:

«Не совершайте целенаправленное путешествие [к другим мечетям для выполнения Намаза], кроме трех: мечеть «Аль-Х арам» [в Мекке], мечеть «Аль-Ак са» [в Иерусалиме] и мою мечеть [в Медине]».

В этом хадисе ничего не сказано о посещении могилы Пророка. А доказательством того, что в нем речь идет о вознаграждении за Намаз, а не о посещении могилы, является другой х адис 2 , подобный этому 3 , где говорится означающее:

«Не стоит отправляться в путь с целью посетить мечеть для выполнения Намаза [ради особого вознаграждения], кроме мечети «Аль-Х арам», мечети «Аль-Ак са» и моей мечети [так как только в них есть особое вознаграждение за Намаз 4 ]».

Таким образом, в этом хадисе Пророк побуждал верующих посещать эти три мечети, но его слова не означают запрета на посещение других мест, в том числе и могил. Посланник Аллаhа сказал 5 означающее:

«Посещайте могилы, поистине, они напоминают вам о смерти».

А также он говорил 6 означающее:

«Я раньше запрещал вам посещать могилы, теперь же посещайте их, ведь они напоминают вам о Судном Дне».

Все ученые одобрили посещение могилы Пророка Мухаммада. Хафиз Такыйюддин Ас-Субкий в книге «Шифаус-сака м» (с.67) написал: «Сказал [ученый маликитского мазбаба] судья ‘Ияд: «Посещение могилы Пророка является сунной у мусульман, и это иджма 7 , и такое посещение — одно из самых похвальных и желательных дел».

А также иджма‘ о дозволенности посещения могилы Пророкам передал хафиз Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляний в своей книге «Фатхуль-барий»: «Посещение могилы Пророка — одно из лучших и великих дел, приближающих к Аллаhу (не по расстоянию), и в этом есть иджма‘».

Известно множество примеров, когда благочестивые сахаба, ученые и святые посещали могилу Пророка Мух аммада. Например, имам Так ыйюддин Ас-Субкий в своей книге «Шифаус-сака м» (с.52) написал: «Раздел третий “О том, что передано в ясных текстах о путешествии с целью посещения [могилы] Пророка, и объяснение того, что это было издавна и по сей день, и о том, что одним из передавших это из числа сахаба был Биляль ибн Рабах — муаззин Пророка, который совершил путешествие из Шама в Медину, чтобы посетить могилу Посланника Аллаhа, и это передано нам по хорошей цепочке”».

Также известен хадис 8 Пророка Мух аммада о том, что Пророк ‘Иса после возвращения на землю посетит его могилу, где сказано означающее:

«Воистину, спустится [с Небес] ‘Иса сын Марьям, и будет он справедливо править на земле, и будет он праведным имамом, и пойдет он по широкой дороге в Х адж или ‘Умру, и, воистину, посетит мою могилу, чтобы дать мне салям, и я поприветствую его в ответ».

Однажды Пророк Мухаммад сказал своим сподвижникам, что показал бы им могилу Пророка Мусы, если бы они были в тех местах. Этот хадис передал имам Аль-Бухарий. И хафиз Уалиюддин Аль-‘Иракый в своей книге «Т арх ат-тас риб фи шарх ат-так риб» (т.З, с.ЗОЗ) написал: «Этот хадис указывает на то, что желательно знать, где находятся могилы святых людей, чтобы посещать и почитать их».

Шейх Ибн Хаджар Аль-hайтамий в своей книге о посещении благословенной могилы Пророка «Аль-джауhар аль-муназзам» написал (с.27-28): «Если кто-то скажет: “О каком иджма‘, разрешающем посещение могилы Пророка и путешествие к ней, ты говоришь, если Ибн Таймийя отрицал это и говорил, что этого нет в шариате?!” (имам Ас-Субкий своими глазами видел эти заблуждения, написанные почерком Ибн Таймийи) Ибн Таймийя приводил много «доказательств» этому и даже считал, будто есть иджма‘, что само путешествие является харамом и Намаз в этом случае не сокращается. А также он утверждал, что все хадисы о дозволенности этого выдуманы, и за ним последовали некоторые люди.

Скажи [тем, кто ссылается на Ибн Таймийю]: «А кто он такой — этот Ибн Таймийя, чтобы обращать внимание на его мнение в вопросах религии?!! Много ученых опровергли его ложные высказывания и отвратительные домыслы, и показали людям его заблуждения. Например, имам Аль- ‘Изз ибн Аль-Джама‘ат сказал об Ибн Таймийе: “Он — раб, которого Аллаh свел с истинного пути, и он среди пропащих”».

­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________

1 В арабском языке слово «шафа’ат» означает просьбу одного у другого в пользу третьего. По Шари’ату «шафа’ат» — это обращение Пророка Мух

2 этот х адис передал имам Ахмад в своей книге «Муснад» (т.З, стр.64), а хафиз Ибн Хаджар дал этому х адис у степень «хасан»

3 существует правило, что один религиозный текст (аят или хадис) лучше всего толковать другим религиозным текстом (аятом или хадисом). Хафиз Аль-‘Ирахый в своей книге о хадисоведении «Альфиятуль-‘Ирак ый» написал: «Лучше всего объяснить один хадис другим хадисом».

4 имам Аль-Баззар в своем «Муснаде» передал хадис о том, что вознаграждение за Намаз в мечети «Аль-Х арам» увеличивается в 100 000 раз. в мечети Пророка — в 1000 раз, а в мечети «Аль-Ак са» — в 500 раз

5 этот х адис передал хафиз Аль-Байhак ый в своей книге «Сунан» (т.4, стр.70)

6 этот х адис передали имам Муслим в книге «Сахих » и имам Ах мад в книге «Муснад»

7 т.е. дозволенность этого единогласно подтвердили все исламские ученые

8 этот х адис передал имам Аль-Ха ким в своей книге «Аль-Мустадрак», дав ему степень «съох их », и согласился с ним хафиз Аз-3абидий (бывший ученик Ибн Таймийи)

Вам может понравится

Чуждый Исламу экстремизм проявляется в деятельности целого ряда течений и группировок. Экстремистские организации, прикрываясь Исламом, достигают своих корыстных целей.

Одна из них так называемая партия «Братьев-мусульман», она считается одной из основных экстремистских организаций. Была основана в 1928 году школьным учителем Хасаном Аль-Банна. До 1936 года партия существовала как благотворительная и просветительская ассоциация. Но ее направленность изменилась с появлением Сайида Кутуба.

Сайид Кутуб – индиец по происхождению, родился в 1905 году в Египте, жил в Соединенных Штатах Америки. По профессии журналист. Был марксистом, затем вступил в так называемую партию «Братья-мусульмане» (запрещенная в РФ террористическая организация - прим. ред.) . В начале 50-х годов стал ее идеологом и начал писать книги революционного и экстремистского характера под исламскими названиями. При этом он пренебрегал толкованием и мнениями исламских ученых. В результате этого в его книгах много грубых религиозных ошибок. В 1965 году он выпустил книгу под названием «Вехи в пути». Она является настольной книгой современных экстремистов. Именно под влиянием Сайида Кутуба и его приверженцев организация стала экстремистской, широко использующей террористические методы. Опасность деятельности этого идеолога заключалась и в том, что в 60-х годах он оказывал большое влияние на египетскую молодежь. В своей книге «Художественное иллюстрирование Кур`ана» Сайид Кутуб неоднократно проводит неверную мысль, что представители власти, хотя бы в незначительной степени отклоняющиеся от законов Шари’ата, являются неверующими, а люди, не соблюдающие в повседневной жизни предписаний Кур`ана или обращающиеся к другому источнику, кроме него, не считаются мусульманами. Подобной точки зрения придерживался Ибн Таймия, а до него – хариджиты.

Лидер экстремистов Сайид Кутуб разделял мнение хариджитов, которые утверждали, что порочный поступок есть куфр, а тот, кто его совершит, попадет в ад на вечные времена. Таким образом, получается, что многие правители, бывшие у власти в эпоху Омейядов или Аббасидов, по его мнению, совершили вероотступничество, узаконив передачу власти по наследству.

Сайид Кутуб не проявляет уважения к признанным исламским авторитетам среди имамов и ученых, начиная с первых трех веков распространения Ислама – эпохи, которую Пророк ﷺ назвал «золотым временем Ислама». Он назвал известных ученых, как Хасан Аль-Басрий, Абдуллаh ибн ‘Аббас, Са’ид ибн Джабир, не мусульманами.

Также Сайид Кутуб заявляет, что Ислам полностью перестал существовать. Он считает, что якобы мусульмане живут в языческом обществе, и что если кто-то подчиняется другому человеку в отношении какого-либо закона – пусть даже в самом незначительном вопросе, становится вероотступником, и открыто призывает уничтожать государственные системы и осуществлять революцию.

Например, во втором томе книги, которую он назвал «Фи зиляль Аль-Кур`ан» (Под тенью Кур`ана), стр.1057 он написал, что человечество отступило от веры, люди стали рабами людей, и отошли от истины, заключенной в словах: «Нет божества кроме Аллаhа». Даже те, кто во время азана повторяет эти слова, полагает он, не понимают их сущности. Он говорит, что человечество вернулось к эпохе язычества.

Внимательное изучение личности Сайида Кутуба и его книг показало, что он принял убеждения хариджитской группировки, которая называется байхасийя.

Сайид Кутуб был казнен по приказу президента Египта Гамаля Абдель Насера.

Один из тех, кто следовал неправильному учению Сайида Кутуба – Файсаль Мауляуи из Ливана. О некоторых фактах биографии и некоторых убеждениях Фейсала Мавляви раскажем в других статьях.

Основная цель так называемой партии «Братья-мусульмане» – образование якобы исламского государства. Сайид Кутуб в одной из своих книг пишет: «Как только образовалась партия, она должна вступать в борьбу во имя цели, ради которой образована». Очевидно, эта цель – уничтожение того, что якобы не базируется на Исламе. Иными словами, прикрываясь лозунгами Ислама, они борются за достижение своих корыстных целей. То, к чему приводит практическое применение экстремистской идеологии, мы с горечью узнаем из реальной действительности.

К сожалению, в настоящее время учение Сайида Кутуба и его партии распространяется во многих странах на различных языках мира. Необходимо отметить, что эта партия в различных регионах мира имеет разные названия. Она разделились на группировки, отличающиеся друг от друга подходом к вопросам распределения власти между собой и методике действий. Вот некоторые самоназвания этих группировок: «Аль-джама’ат аль-исламийя», «Джама’ат такфир и хиджра», «Асбат аль-ансар», «Ибад Ар-Рахман» (запрещенные в РФ террористические организации - прим. ред.) и др. В некоторых случаях их называют дочерними организациями.

Несмотря на то, что для ведения деятельности представители партии постоянно меняют организации, от имени которых работают, мы можем наблюдать, что активно работают одни и те же люди, и подход их остается одним и тем же.

Нам необходимо предупреждать о действиях экстремистов, и прежде всего, лечение этой «болезни» необходимо искать в правильном понимании Ислама и знании его основ как отдельными людьми, так и обществом в целом.

Ибн Таймийя утверждал, что запрещено обращаться к Алла hу через Пророков и святых (делать тауассуль 1), а также посещать их могилы для благословения.

Это одно из самых известных заблуждений Ибн Таймийи. Он утверждал, что запрещено обращаться к Аллаhу через Пророков и святых после их смерти, а также при их жизни, но когда их нет рядом. К тому же он запрещал посещать их могилы для благословения.

Ибн Таймийя в своей книге «Ат-Тау ассуль уаль-Уасиляб» (с. 24) сказал:

«Посещение могилы, которое является [плохим] новшеством — это посещение с целью обратиться к умершему с просьбой получить желаемое, или же просить его делать ду‘а или шафа’ат 2 , или же самому делать ду‘а у его могилы, думая, что в этом месте больше вероятность его исполнения. Все подобные посещения могил — новшества, их нет в шари’ате Пророка, и такого не делали его сподвижники ни у могилы Пророка, мир ему, и ни у могил других людей. И такие посещения могил — один из видов ширка (неверия)».

В другой своей книге «Ар-родду ‘аляль-мантыкыййин» (с. 536) Ибн Таймийя сказал:

«Посещение могилы, которое является (плохим] новшеством — это один из видов посещения, совершаемое мушриками (неверующими), а именно — посещение с целью просить у умерших или отсутствующих, чтобы исполнилось его желание».

Опровержение заблуждения Ибн Таймийи, что тауассуль и посещение могил с этой целью запрещены в Исламе

Тауассуль и посещение могил Пророков и святых для благословения (зиярат) — разрешены и одобрены в Исламе. Это следует из аятов Священного К ур`ана, х адис ов Пророка и высказываний теологов. Издавна и по сей день мусульмане совершают эти действия, и никто до Ибн Таймийи этого не запрещал.

Он и его последователи обвиняют мусульман, которые делают тауассуль и зиярат, в неверии, поскольку они неправильно поняли термин «‘ибада» (поклонение).

В арабском языке ‘ибада — это покорность с повиновением . Такое определение дал один из учеников Аз-Заджаджа — великий языковед Аль-Азhарий. А религиозное значение этого слова дал великий ученый Так ыйюд-Дин Ас-Субкий 3 в толковании 5 аята суры «Аль-Фа тих а» (Ийя ка на’буду): «То есть, именно Тебе мы обращаем наше поклонение, которое является наивысшей степенью смирения и покорности».

Отсюда следует, что ‘ибада не включает в себя обращение к созданному с просьбой, возвеличивание, просьба о помощи у созданного, посещение могилы святого или Пророка только для благословения.

Мусульмане знают, что пользу и вред создает только Аллаh, а тауассуль, табаррук и зиярат — это только причины получения блага, на которые нам указал сам Создатель.

Сказано в Священном К ур`ане (сура «Аль-Ма’ида», аят 35) означающее:

«[Чтобы получить желаемое], обращайтесь к Алла hу, используя [одобренные] пути (способы)».

В этом аяте есть слово «аль-уасиляh», имеющее общий корень со словом «тауассуль», которое в общем смысле означает «средство, способ, путь, причина». То есть здесь есть побуждение искать одобренные пути в обращении к Аллаhу, чтобы Он исполнил просьбу Своего раба. Упоминание имен Пророков и святых и посещение их могил — это проявление их возвеличивания. А поскольку возвеличивание Пророков и святых является одобренным, и оно не входит в понятие ‘ибада, то это и есть один из дозволенных способов получить желаемое.

Сами Пророки научили нас делать тауассуль. Известен хадис, который означает: «Посланник Алла hа научил слепого делать тауассуль через него, слепой сделал это, и по Воле Алла hа к нему вернулось зрение». Этот х адис передал имам Ат Т абараний и дал ему степень «сахих».

Еще одно доказательство того, что тауассуль разрешен и одобрен — хадис, который передал имам Аль-Ха ким в своей книге «Аль-Мустадрак» от ‘Умара ибн Аль-Хатт аба. В этом х адис е говорится о том, что, будучи в Раю, Пророк Адам увидел на ножках ‘Арша рядом с именем Создателя имя Пророка Мух аммада и понял, что это — имя самого почетного создания Аллаhа.

И когда Адам просил у Бога прощения за свою ошибку 4 , то сказал: «О, Алла h! Прости меня ради Мух аммада», то есть совершил тауассуль через Пророка Мухаммада. И Аллаh простил его.

Также известен случай, о котором рассказал х афиз Ибн Х аджар в своей книге «Фатх уль-Барий» (т.2, с.495): «Передал имам Ибн Абу-Шайбат по достоверной цепочке рассказ Малика Ад-Дар (казначея ‘Умара Ибн Аль-Хатт аба): «Во время ‘Умара людей постигла засуха. Один мужчина пришел к могиле Пророка и сказал: “О, Посланник Алла hа, проси у Алла hа ниспослать дождь твоим последователям — они на грани гибели”. [После этого] он увидел во сне Пророка, который сказал: «Иди к ‘Умару и передай ему от меня салям, сообщи ему, что будет дождь, и скажи ему, чтобы он был старательным [трудясь на благо уммы]». Он пошел к ‘Умару и рассказал ему об этом. ‘Умар заплакал и сказал: «О, мой Господь! Я буду делать все, что в моих силах, для блага этой общины». То есть ни ‘Умар, ни другие мусульмане не осуждали его поступок. Этим мужчиной был сахаба Биляль Ибн Аль-Харис Аль-Музаний.

Известны также примеры того, как ученые делали тауассуль через святых и благочестивых людей.

Имам Аль-Бухарий передал: «Когда была засуха, ‘Умар сделал тауассуль через [дядю Пророка Мух аммада] ‘Аббаса, сказав: “О, Алла h, мы обращаемся к Тебе через дядю нашего Пророка с просьбой о ниспослании дождя”. Его тауассуль был принят, и пошел дождь».

Имам Аль-Ха ким в своем сборнике х адис ов «Аль-Мустадрак» (т.З, с.334) передал слова ‘Умара Ибн Аль-Хаттаба: «О, люди! Поистине, Посланник Алла hа относился к своему дяде ‘Аббасу, как сын к своему отцу [любя и уважая его], так следуйте же за Посланником Алла hа и обращайтесь через него [‘Аббаса] к вашему Господу».

Поэтому ха физ Ибн Х аджар Аль-‘Аск оляний в своей книге «Фатх уль-барий» (т.2, с.497) после того, как он привел этот рассказ, сказал: «Из этого рассказа мы понимаем, что является сунной делать тауассуль через благочестивых людей, а также через родственников Пророка».

Сын великого имама Ахмада Ибн Х анбаля — ‘Абдуллаh передал в своей книге «Аль-‘Иляль уа Ма’рифатур-Риджаль» (т.1, с.163-164) слова отца: «Сказал Ибн ‘Уяйна h: есть два благочестивых человека, через которых обращаются к Алла hу с просьбой о ниспослании дождя — Ибн ‘Аджлян и Язид Ибн Язид ибн Джабир».

Что говорили уч еные о заблуждении Ибн Таймийи в вопросах тауассуля и зиярата

Х афиз муджтабид Так ыйюд-дин Ас-Субк ий в своей книге «Шифа’ус-сак ом фи зияроти хайриль-‘ана м» (с.160) сказал: «Знай, что разрешено и одобрено делать тауассуль, исти‘ана 5 и ташаффу’ 6 через Пророка. И то, что это разрешено и одобрено в религии, общеизвестно у мусульман, потому что это делали Пророки и Посланники, мир им, благочестивые саляфиты, ученые и обычные мусульмане. И абсолютно никто не отрицал этого, пока не появился Ибн Таймийя, который своими речами вводил в заблуждение людей, слабых в понимании религии. Таким образом, он ввел новшество, которого никогда раньше не было».

И в этой же книге (с.161) он написал: «Поистине, тауассуль через Пророка разрешается в любое время: как до, так и после рождения Пророка, при его жизни и после его смерти, а также после воскрешения в Судный День».

Теолог Ибн Хаджар Аль-hайтамий в дополнении к разъяснению книги «Аль-Идах» (стр.489.) сказал: «Мы не принимаем во внимание, что Ибн Таймийя отрицал сунну посещать могилу Пророка . Поистине, он заблудший, как сказал о нем ученый имам Аль-‘Изз ибн Аль-Джама‘ат, а также ученый его времени Так ыйюддин Ас-Субкий написал отдельный труд с подробным опровержением его заблуждений. И не удивительно, что он говорил о Посланнике Алла hа недостойное, ведь он и об Алла hе говорил отвратительные вещи, утверждая, что Он находится в каком-либо направлении, а также приписывая Ему органы: руку, ногу, глаз и т.д. и другие качества, не присущие Создателю. И многие ученые обвинили его в неверии. Просим Алла hа наказать его по своей справедливости и унизить его последователей, которые помогли ему в распространении клеветы на высокочтимый Шари‘ат».

Имам Аль-Карарий в комментарии к книге «Ас-сайфус-сакыль» (стр.158) сказал: «Попытки Ибн Таймийи запретить посещение могилы Пророка указывают на его скрытую ненависть к Посланнику Алла hа. И как можно представить, что мусульмане совершают ширк, посещая могилу Пророка и делая тауассуль?! Ведь мусульмане убеждены, что Мух аммад — раб и Посланник Алла hа, и произносят это ежедневно в Намазе как минимум 20 раз. Кроме того, ученые Ислама всегда выступают против новшеств, противоречащих нашей религии, и в случае ошибки в вопросе посещения могил или же в других вопросах указали бы правильный путь. И никто из ученых никогда не считал мушриками тех, кто посещает могилы Пророков, мир им, и делает тауассуль. Ведь [благодаря Пророку Мух аммаду] Алла h Всевышний спас их сердца от ширка и создал в их сердцах веру! Первым, кто обвинил мусульман в ширке из-за тауассуля, был Ибн Таймийя, а те, кто последовал за ним, хотели [использовать обвинение мусульман в неверии как] доказательство того, что разрешено убивать их и забирать их имущество».

__________________________________________________________________________

1 Тауассуль — это обращение к Аллаhу с просьбой о получении пользы или защиты от вреда с упоминанием имени Пророка или святого. Это один из видов табаррука.
2 В арабском языке слово «шафа’ат» означает просьбу одного у другого в пользу третьего. По Шари’ату «шафа’ат» — это обращение Пророка Мух аммада к Аллаhу в Судный День с просьбой об облегчении для мусульманина, совершившего большой грех, например, избавить его от жары солнца или от наказания в аду. А также по разрешению Аллаhа шафа’ат могут делать другие Пророки, святые, ангелы, дети и шаhиды.
3 Известный муджтаhид, х афиз. фак ыh, люг ауий (языковед) и муфассир (толкователь К ур`ана)
4 Пророк Адам съел плод запретного дерева, и это был малый грех, в котором нет подлости
5 исти’ана — просьба о помощи
6 ташаффу’ — просьба о шафа’ате

Ибн Таймийя противоречил иджма’ ученых не только в основах веры, но и в вопросах фикhа, в частности, в вопросе развода. Это было одной из причин, по которой он был осужден шариатским судом и посажен в тюрьму.

По единогласному заключению мусульманских ученых, если муж дал жене тройной развод одной фразой, то этот развод действителен, и он является тройным. Но, вопреки этому иджма’, Ибн Таймийя в своей книге «Маджму’ аль-фатауа» (т.ЗЗ, с.8-9) написал, что если во время одного чистого периода муж дает тройной развод жене одной фразой или несколькими, то: «…так разводиться запрещено, и это считается только однократным разводом».

И далее в этой же книге (т.ЗЗ, с.71) он пишет: «Если муж дал жене тройной развод одной фразой или несколькими, то, по мнению большинства ученых, это запрещено, а насчет того, считается ли такой развод тройным, то в этом вопросе у ученых есть разногласия. Некоторые из них сказали, что такой развод считается тройным, а другие сказали, что однократным».

Опровержение заблуждения Ибн Таймийи в вопросах развода

  • в книге «Масаиль аль-имам Ах мад» (т.1, с.224) сказано: «Я спросил его (т.е. имама Ахмада ибн Ханбаля) о мужчине, который говорил своей жене: «Ты разведена, ты разведена, ты разведена», и он (т.е. имам Ахмад) ответил: «Если этим он дал ей понять, что она разведена [то есть три раза подтвердил одно и то же], то это один развод. А если он [сказав эти слова] имел намерение дать ей два развода, то это двойной развод. А если он имел намерение дать ей тройной развод, то это — тройной развод».
  • имам Абу Бакр ибн Аль-Мунзир в своей книге «Иджма’» (с. 103) написал: «Есть иджма’ о том, что если муж сказал жене слова «ты разведена три раза, кроме одного», то это двойной развод. А также есть иджма’ о том, что если он сказал ей «ты разведена три раза», то это тройной развод».

Даже родной дед Ибн Таймийи — шейх Мадждуддин ‘Абдуссаля м ибн Таймийя Аль-Ханбалий в своей книге «Аль-мунтак а мин ах бариль-муст афа» (т.2, с.602) после того, как он привел несколько передач х адис а от Ибн ‘Аббаса о вопросе развода, написал: «Это все указывает на то, что у них (т.е. у сподвижников Пророка) было иджма’ о том, что если муж дал три развода одной фразой, то это тройной развод».

Шейх Ахмад Ас-Сауий Аль-Маликий прямо указал на то, что Ибн Таймийя — единственный, кто противоречил иджма ученых о тройном разводе. В своей книге «Хашиятуc-cау ий ‘аляль-джаляляйн» (т.1, с. 107), которая является комментариями к известной книге «Джаляляйн», в толковании аята 230 суры «Аль-Бак ара» (значение которого: «Если он развелся с ней, то после этого она не разрешается ему») этот ученый написал: «Имеется ввиду третий развод, независимо от того, были предыдущие два развода даны за один раз или за два раза. Смысл этого аята в том, что если он дал ей три развода за один раз или за несколько раз, то она не разрешается ему. Это то же самое, как если бы он сказал ей «ты разведена троекратно» или «ты разведена окончательно». В этом вопросе есть иджма’. А мнение, что за один раз невозможно сделать тройной развод, а это будет считаться одним разводом, не высказывал никто, кроме Ибн Таймийи, который причислял себя к ханбалитскому маз hабу. И ему дали ответ имамы этого же маз hаба, и некоторые ученые прямо сказали, что он сам заблудший и вводит в заблуждение других».

А также Ибн Таймийя противоречил иджма’ ученых в вопросе развода с женщиной в период менструации. В своей книге «Маджму’ аль-фатауа» (т.ЗЗ, с.66) он написал: «В этом вопросе у ученых есть два мнения, и более приоритетное мнение из двух — это то, что развод не будет считаться действительным».

Ошибку Ибн Таймийи в этом вопросе показывают высказывания авторитетных ученых:

  • хафиз Аль-Байhакый в своей книге «Ас-сунан аль-кубра» (т.7, с.325) передал слова имама Аш-Шафи’ий 7: «Из хадиса, который передал Ибн ‘Умар, ясно, что развод во время менструации является действительным».
  • хафиз Аз-Забидий в своей книге «Итхафус-садатиль-муттакын» (т.5, с.396), которая является объяснением книги «Их ья ‘улюмиддин», написал: «Если женщина была разведена в период менструации, то этот развод считается действительным, и в этом есть иджма’ ученых, которые имеют право давать религиозные заключения».

В 12 лет Мухаммед вместе с дядей отправился по торговым делам в Сирию, и окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями.

Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем. Когда ему исполнился 21 год, он получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. В 25 лет он женился на своей хозяйке. Брак был счастливым.

Но Мухаммеда влекло к духовным исканиям. Он уходил в пустынные ущелья и в одиночестве погружался в глубокое созерцание. В 610 году в пещере горы Хира Мухаммед увидел светящуюся фигуру Бога, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его «Посланником Аллаха».

Начав проповедовать среди близких, Мухаммед понемногу расширял круг приверженцев. Он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле.

Свою миссию он воспринимал как поручение от Аллаха, а своими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Особое место в проповедях было отведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев, и первым, кто проповедовал единобожие. Мухаммед заявлял, что его миссия заключается в восстановлении веры Авраама.

Аристократия Мекки усмотрела в его проповедях угрозу своей власти и организовала заговор против Мухаммеда. Узнав об этом, соратники пророка уговорили его покинуть Мекку и перебраться в 632 году в город Ясриб (Медина). Там уже обосновалась часть его сподвижников. Именно в Медине сформировалась первая мусульманская община, достаточно сильная для того, чтобы совершать нападения на караваны, идущие из Мекки. Эти действия воспринимались как наказание мекканцев за изгнание Мухаммеда и его сподвижников, а получаемые средства шли на нужды общины.

В дальнейшем древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку. Жители самой Мекки долго не принимали новой веры, но Мухаммед сумел их убедить в том, что Мекка сохранит свой статус крупного коммерческого и религиозного центра.

Незадолго до своей кончины пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.

Лучшие дня

"Второе дыхание" Людмилы Сенчиной
Посетило:167
Он умел играть пол
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.