Интерьер в стиле ар нуво. История дизайна - ар нуво

Арт-нуво (франц. L’Art Nouveau - Новое искусство) - французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков. Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них - «флореальному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.

Общая характеристика стиля Арт-нуво

Лозунг - “назад к природе”.

Характерные черты - волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции. В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов.

Символ стиля Фрт-нуво - изощренная форма цветка цикламена, «водяные» растения ирисы, лилии, водоросли. Стилизованные растительные и животные формы с мягко изогнутыми, подвижными линиями, плоские и не дающие тени, благодаря чему далекие от натурализма или историзма - скорее всего схожие с позднеготическими формами и японской живописью.

Основные элементы стиля Арт-нуво:

  • культ линии и органической силы растений и орнаментов символизирующих структур; акцент на национальном стиле страны, подчеркнутый растительный мотив (Франция Бельгия), линейный декор или строгая композиция, имеющая сложную символику;
  • цвета: чёрный, зелёный, голубой;
  • сочетание прямоугольных геометрических и растительных, изогнутых форм;
  • мебель и декор в “растительном” стиле;
  • конструкции, стилизованные под изогнутые формы растений;
  • окна и двери, украшенные растительными арками и орнаментом.


История стиля Арт-нуво

Возник во второй половине XIX века в Европе как объединяющий различные направления передового искусства, универсальный, предлагаемый для всеобщего внедрения стиль.

Примерно в 1890 г. в Англии зарождается движение, пропагандирующее новую эстетику искусства, которое вскоре охватит всю Европу - стиль Арт-нуво . Его первые шаги были направлены на орнамент.

В 1856 г. французский живописец, гравер и керамист Ф. Бракмон впервые увидел японские цветные гравюры на дереве К. Хокусая в магазине Делатра в Париже. В них заворачивали пачки китайского чая. Но уже очень скоро эти необычные ксилографии привлекли внимание многих французских художников.

Живописцы-постимпрессионисты нашли в них то, что давно искали: эмансипацию цветового пятна, декоративность организации плоскости, выразительность силуэта и прихотливо извивающихся контуров. Характерно и то, что Париж оказался готов к принятию этих пластических качеств, потому что задолго до этого они формировались всей эволюцией европейского изобразительного искусства. В самом начале XIX в. английский поэт-символист и художник У. Блейк один из первых «нашел» изогнутую линию в своих причудливых, фантастических акварелях и гравюрах.

На основе изогнутых линий разрабатывается концепция непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели, бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и органичность «нового стиля».

Вторым после Парижа центром французского Ар Нуво стала школа Нанси во главе с Э. Галле, Л. Мажореллем и братьями Даум. Стиль Ар Нуво интересен тем, что вполне рациональная идея гармонии функции, конструкции и внешней формы сочетается в нем с фантастичностью, причудливостью, даже мистичностью, и потому его можно считать одним из проявлений Романтизма в искусстве рубежа XIX-XX вв. (рис. 379, 383). Но в искусстве этого периода, позднее получившем более общее название Модерна, рядом с Ар Нуво существовали и другие течения: национально-романтическое, геометрическое, неоклассическое.

Фирменным знаком линии Арт нуво стала знаменитая вышивка Германа Обриста “Удар бича” на портьере 1895 г. Первоначально работа называлась “Альпийские фиалки”, но когда какой-то критик сравнил бешеные движения стебля растения с “яростными изгибами обрушивающегося бича”, родился термин “удар бича”, который вскоре стал фирменным росчерком стиля Арт-нуво .

Яркими примерам дизайна в стиле ар нуво являются интерьерные работы бельгийцев Виктора Орта и Генри Ван де Вельде, интерьеры и мебель фантастических домов испанца Антонио Гауди, оформление интерьеров в особняках архитектора Ф.О.Шехтеля; решетки парижского метро и мебель Гектора Гимара, интерьеры, решетки и мебель в Мюнхене Августа Энделя, Берхарда Панкока; витражи работы Луис Комфорта Тиффани; изделия из стекла и мебель Эжена Галле, мебель французких дизайнеров-мебельщиков Луи Мажореля, Виктора Пруве, Эжена Валлена, Жака
Грубера и др.

Особенности стиля Арт-нуво

Определение Ар Нуво, Арт-нуво (называвшееся также “стилем Орта”, стилем Гимара, стилем метро, стилем модерн, стилем Либерти, английским стилем) несмотря на весь свой космополитизм имел и некоторые характерные черты: культ линии и органической силы растений и орнаментов, символизирующих структуры, акцент на национальном стиле страны, подчеркнутый растительный мотив (Франция Бельгия), линейный декор или строгая композиция, имеющая сложную символику.

Стилистической особенностью Ар Нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность Ар нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии Ар нуво часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.

Дизайн интерьера в стиле Арт-нуво скорее всего очень понравится любителям природы. Арт-нуво приветствует интерьер, где все элементы кажутся как бы природными, естественными, а не сделанными и придуманными человеком. Об этом говорит отказ от прямых линий и углов.

В помещении, которое сделано в стиле Арт - нуво вы не увидите даже прямых углов комнат. Они затушеваны и округлены. Тоже можно сказать и о мебели. Арт-нуво запрещает использовать мебель с грубыми острыми краями, мебель должна быть обтекаемых, полукруглых форм.

Визиткой стиля Арт-нуво можно считать «водяные» растения ирисы, лилии, водоросли. Картина с такими цветами уже будет создавать определенную атмосферу. Волнистую линию («удар бича») можно использовать в оформлении окон: шторы сделать не ровными по краям, а волнистыми, причем срезать их на угол. Кроме того, можно использовать специфическую «треугольную розу». Этот рисунок очень характерен для стиля Арт нуво. Цветок можно вышить, например, на подушках. Такую авторскую работу непременно оценят ваши гости.

В большой моде были образы женщин с неимоверно длинными, струящимися волосами. Прекрасно поддавались стилизации яркие и грациозные насекомые и птицы - стрекозы и бабочки, павлины и ласточки. Природная декоративность Ар нуво способствовала его применению в разных жанрах. В период наивысшей популярностью он использовался для украшения практически каждого мыслимого предмета потребления ручной работы и массового тиража, также фасадов зданий и оформления интерьеров многих магазинов, ресторанов и частных особняков.

Особое внимание в стиле ар-нуво уделяется цветовому решению. Тема воды диктует нам и оттенки, которые мы выбираем. Они должны гармонировать с золотом и серебром (вода блестит на солнце). Для золота хорошо подойдут «цвета болота»: это коричневый (почти черный), темно-зеленый, светло-зеленый (оба теплые). Это сочетание может дополнять синева хвоста павлина (цвет «электрик»). Для серебра применяем цвета, которые находим в стихах поэтов серебренного века России. Особенно - творчество Александра Блока. Это цвета тумана: серебристо-лиловый, розоватый, голубой, сероватый и черный.

Для того чтобы проникнуться настроением Арт-нуво, понадобиться также творчество Чешского художника Альфонса Мухи. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX - XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.

Его приметой стала идеализированная, стилизованная фигура прекрасной девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок. Поскольку этот мотив был одним из наиболее широко распространенных в живописи конца столетия, «стиль Мухи» какое-то время считали синонимом движения «Арт-нуво» в целом.

Интерьер в стиле ар нуво это гармоничное сочетание самых различные материалов и способов декорирования - это и металл и камень, дерево и стекло, обои и роспись, витраж и зеркала.


Оформляя комнаты в стиле Арт-нуво
, руководствуйтесь, прежде всего, декоративностью. Все детали интерьера должны представлять собой некое природное творение, к которому не прикасалась рука человека. Прямые линии здесь неуместны, предпочтения отдайте волнистым полукруглым линиям. Обои в таком интерьере могут использоваться различной текстуры. Молдинги могут быть белым цветом. Мягкие цветочные мотивы придадут гостиной, спальне некий уют и комфорт. Светильники, как настольные, так и настенные, лучше использовать из матового стекла. К месту будут украшения из цветов. Локальный свет лучше использовать немного приглушенным. Текстиль должен захватывать область всей стены, на которой расположено окно. Шторы должны быть до пола, оформленные богатой драпировкой.

Заключение

Арт Нуво - стиль как декоративное и орнаментальное направление модерна.

Арт Нуво - самый красивый и популярный стиль . Однако при воплощении в интерьере он требует глубины понимания как дизайнера, так и заказчика. Это, можно сказать, самый современный стиль (его сегодняшние вариации представлены через хай-тек).

Стиль арт-нуво , как правило, предпочитают незамужние молодые девушки и семейные пары. Его мягкость линий и необыкновенная плавность очертаний, подчеркивают некую женственность, элегантность и нежность своих обладателей.

Стили Ар-деко и Ар-нуво нередко путают между собой, смешивая их разнородные элементы или вовсе называя их одним и тем же. Чаще всего сейчас встречаются эклектичные интерьеры, вызывающие неоднозначные чувства - вроде все идет по канонам Ар-нуво, но, потом неожиданно где-то блеснет и элемент Ар-деко. Между тем, эти стили имеют весьма существенные различия и даже появились в разный период времени.

Стиль Ар-нуво возник в конце 19 века и являлся ответвлением модерна, можно сказать, что он так и не стал самостоятельным стилем, возможно поэтому по сей день его так любят с чем-то комбинировать.

Стиль Ар-деко сформировался после масштабной парижской выставки 1925 года, на которой были представлены различные предметы новейшего искусства. Позднее он стал символом праздника и свободы, и особенно полюбился молодым людям, которые пытались отвлечься от тягостных мыслей послевоенного времени.


Главным различием этих двух стилей является общая геометричность или плавность форм. Для стиля Ар-деко характерны резкие, изломанные линии и подчеркнутая симметричность, таким образом, стиль отображал общие настроения начала 20 века, когда люди по-прежнему находились в строгих рамках приличий, но в то же время активно пытались бунтовать внутри них. Ар-нуво, напротив, предполагает изгибистые, несколько "текучие" линии, поскольку данный стиль склонял к близости с природой. Характерным узором стиля Ар-нуво считается так называемый "удар бича", придуманный художником Германом Обристом. У Ар-деко подобным фирменным знаком можно назвать Sunburst - солнечные лучи, которые чаще всего проявляются в элементе декора.



Декоративные элементы являются той самой деталью, благодаря которой понимаешь всю суть того или иного стиля, а в данном случае они еще и ключевой элемент их разнородности. Текучесть форм стиля Ар-нуво простирается повсеместно, поэтому для него характерно изображение причудливых, немного сказочных сюжетов в виде картин на стенах, как, например, в работах Альфонса Мухи.


В Ар-деко все более реалистично и сдержанно, а также угловато - сюжеты не отличаются фантазийностью, кроме того, модели выглядят гораздо более современно и несколько мальчишески.

Все дело в том, что в начале прошлого века стали популярны занятия спортом, поэтому приветствовалась спортивная фигура, причем, как у мужчин, так и у женщин. Эта тенденция просматривалась во всех сферах жизни, поэтому интерьеры Ар-деко украшались статуэтками спортсменок атлетичного телосложения. Ар-нуво и здесь сохранял приверженность природному стилю.


Что касается цветовой палитры, то для Ар-деко характерна сдержанность и даже монохромность в цвете, но, в то же время, обилие блеска. Для этих целей применялись хромированные элементы мебели, зеркала, хрусталь. Интерьер в подобном стиле всегда предполагал атмосферу праздника, во время которого можно забыть обо всем.




Ар-нуво, с его мягкостью и таинственностью,подразумевает такие же мягкие, природные цвета - коричневый, зеленый, бежевый. Так же характерно обилие всевозможных переплетеных элементов и затейливой мебели. Часто в интерьере Ар-нуво присутствуют витражи, которые помогают созданию природно-загадочных полутонов. Атмосфера в интерьере подобного стиля всегда мягкая и умиротворяющая.





В целом, можно сказать, что стиль Ар-деко больше сочетается с нашей современной действительностью, за счет своей яркости и характерной динамики. Поэтому он прекрасно подойдет жителям мегаполиса, которые вечно куда-то спешат и даже минуты отдыха предпочитают проводить активно. Но если вам хочется создать свой маленький зачарованный лес в городе - отдайте предпочтение стилю Ар-нуво, в интерьере которого вы сможете расслабиться и помечтать.

Фото: vanilledecor.ru, liveinternet.ru, livejournal.com, storoom.com.ua, teeandcake.ru, mt-dizain.ru, domfront.ru, designo-int.com

→ МОДЕРН - стиль или эпоха?

7 октября 2013 г.

Согласитесь, приятно чувствовать себя человеком образованным, осведомленным, понимающим. Но иногда предмет понимания может оказаться не так прост,

каким казался. В этой статье, как я надеюсь, вы сможете найти максимально логичную, простую и понятную информацию по сложному вопросу -

Что такое и в чем разница между МОДЕРНОМ, АР-НУВО И АР-ДЕКО .

ТАК ЧТО ЖЕ С МОДЕРНОМ, АР-НУВО И АР-ДЕКО?????

В 1860-1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики , который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Модерн (от французского moderne – «современный»)
появился в конце XIX века. В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы.
В различных странах стиль модерн называется по разному: Франция, Бельгия - Ар Нуво,
Италия - Либерти,
Англия - модерн стайл,
Шотландия - Макинтош,
Голландия - Nieuwe Kunst,
Щвейцария - еловый стиль,
Германия - Югендстиль,
Испания - модернизм,
Австрия - Сецессион,
США - Тиффани,
Россия - просто - Русский модерн.
"Начиная с 1890 года, в культуре наблюдаются глобальные изменения, которые касаются всех областей человеческого самовыражения.
Эпоха Серебряного века в русской поэзии - завораживающая и романтичная, прекрасная и незабываемая, словно поцелуй женщины,
сопровождалась рождением изящного искусства форм во Франции.
"

Стиль Ар–нуво относится к стилю модерн , точнее является его частью.

То есть, художественное решение Ар-Нуво - это составная часть НОВОГО РЕШЕНИЯ, НОВОГО МЫШЛЕНИЯ, называемого и стилем, и эпохой МОДЕРН.

Из-за этого Ар–нуво воспринимают несерьезно и больше обращают внимание на модернистский стиль, что несправедливо.
Стиль Ар–нуво заслуживает отдельных лавров и повествования. Словосочетание L’Art Nouveau впервые начало широко использоваться во Франции в середине 19 века.

L’Art Nouveau переводилось как «новое искусство» и имело прямое отношение к стилю модерн. Однако Модерн и Ар–нуво совсем не одно и тоже. Ар–нуво означает декоративно–орнаментальный

стиль и, как это ни странно, был заимствован из японского искусства. Аналогичного в Японии стиля тогда не существовало. Зато были отдельные элементы характерные японской культуре, которые

как – то присмотрел французский живописец и мастер по керамике Ф. Бракмон. Он увидел японские цветные гравюры, сделанные на дереве. В них заворачивали пачки китайского чая.

Свою находку Ф. Бракмон привез во Францию. Благодаря этому, французские художники начали использовать японские мотивы в своем творчестве, развивая их и видоизменяя. Особенности ар-нуво,

как и модерна в начале его возникновения, это волнистые линии и формы по образцу органических растений (водные растения, магнолия, лилия), также лебедь, аист, пламя, развевающиеся волосы и т. п.

Это период свободного всплеска в художественном искусстве после сакраментального, статичного восприятия обществом человека и его окружающего мира нашел свое выражение в интерьере и

ознаменован появлением стиля ар нуво, который позже проявился во множественных интерпретациях и жанрах. Рождение этого стиля исторически связано с промежутком времени, когда окончательно

утвердились промышленные технологии изготовления продуктов потребления в результате господствующей в то время промышленной революции.

Итак, основа стиля модерн – это символ. Вообще, не стоит забывать, что Серебряный век был поистине утончен и романтичен – и как раз этими качествами был наделен новый
архитектурный стиль, получивший название модерн.
Символ модерна и, так сказать, фирменный знак - орнамент Германа Обриста "Удар бича"

Девиз модерна (в начальной форме - Ар-нуво) - "Назад к природе" ,
В архитектурных формах и живописи преобладают:
- извилистые линии,
- необычное сочетание дорогих и экзотических материалов,
- изображение фантастических существ,
- формы волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных женщин.

В формах - подчеркнутая асимметрия .
Листья, цветы, стволы и стебли, так же как и контуры тела человека или животного с присущей им асимметрией являются руководством к действию и источником вдохновения.
В основе стиля - тезис, согласно которому форма в искусстве важнее содержания .
Любое самое прозаическое содержание может быть представлено в высокохудожественной форме. Источником этой «новой формы» стали природа и женщина. Этому стилю свойственны
изысканность, утонченность, одухотворенность, изменчивость. Из этого следовал определенный набор цветов - блеклые, приглушенные ; преобладание плавных, сложных линий.
Набор символов - причудливые цветы, морские редкости, волны.
Стилевые свойства модерна иногда сопоставляют с пластической системой барокко, справедливо усматривая между ними некоторое сходство в желании художников использовать
в качестве выразительных средств формы органической природы. Многое модерн также взял от искусства стран Азии.
Цвета - природные оттенки в сочетании с золотом и серебром .

МОДЕРН пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии,
opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.

Обязательным атрибутом этого стиля стали великолепные изделия из чугуна и кованого железа. Металлические ограды и навесы особняков начала XX века привлекают наше внимание и сегодня.
Особенно великолепно смотрится гармоничное сочетание плавности, романтичности, легкости и превосходного внешнего вида.

Главная деталь модерна – натуральное дерево. Но особенной популярностью в этом стиле пользуется камень и гип с, являющиеся частью природы.
Следует также отметить, что особенной ценностью становится стекло , на котором художники выполняли свои превосходные работы. Нередко в интерьерах использовались венецианское
стекло, вазы с изображением диковинных растений, хрусталь. Таким образом, стекло стало главной составляющей интерьера в стиле модерн. Насыщенностью красок, цветов и
творческой ценностью поражали великолепные расписанные витражи, украшающие шкафы, двери и многие другие предметы.

Обои, выполненные в эпоху модерна, вобрали в себя и элементы обоев и росписи, носившей символический характер.
Следует привести несколько примеров, а именно:
колокольчик - символизировал желание,
кувшинка – тревогу.

Художественный стиль Ар-Нуво активно развивался с 1880 года вплоть до 1905, после стал второстепенным составным
компонентом коммерческого дизайна, который известен под названием модерн.

Особенно популярной в это время становится стеклянная, керамическая и из других материалов мозаика. Из мозаики выкладывались превосходные
картины, служащие украшением стен комнат и других помещений. Особенно ценится в модерне то, что в этом стиле отлично гармонируют между
собой совершенно разные материалы, в числе которых можно назвать металл и камень, дерево и стекло, роспись и обои.
Основными цветами этого стиля являются естественные природные оттенки, придающие интерьеру легкость и романтичность.
Освещение в помещениях, выполненных в стиле модерн, стараются выполнять нежно приглушенным, которое создает атмосферу романтики и уюта.
Потолки комнат в стиле модерн поражают своеобразием оформления - тонкие, темного дерева балки, обрамляющие белые штукатуренные кессоны,
или легкая лепнина, имитирующая ряску заросшего пруда, или причудливо изгибающиеся линии с витражными вставками. Впрочем, это может быть
и гладкий открашенный потолок с какой-нибудь изысканно-процветшей витражной люстрой. Интерьер помещения, созданного в данном стиле,
представляет собой единое целое – различные узоры повторяются в очертаниях мебели, изображены на тканях и могут повторяться в аксессуарах.
Стиль ар-нуво благодаря своей вычурности и изяществу до сих пор вдохновляет современных дизайнеров на создание различных роскошных имитаций.

Однако архитекторы «нового стиля» придавали флореальным формам более сложное значение, выходящее за рамки простой стилизации растений.

Очертания зданий расплываются,амебообразно вдавливаются, образуют спиралевидныепланы или аморфные фигурации, выступающих в самых

неожиданных местах внутрь или наружу. Иногда даже превращаются в структурную бесформенность.

Сложной является и конструкции крыш: складчатые, изломанные, растресканные, изогнутые, висячие и в виде оболочки. На основе изогнутых линий

они разрабатывали концепцию непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели,

бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и

органичность Ар-Нуво.

В рисунках и расцветках интерьера в стиле Ар–нуво преобладают цвета, которые существуют в природе и рисунки – геометрические фигуры, формирующие природные образы.

Это могут быть зигзаги, треугольники, овалы и т.д. Особое предпочтение отдается кругу.

«Символ солнца» можно встретить в этом стилевом дизайне интерьера намного чаще, чем другие фигуры.

дизайна мебели - Эмилем Галле

Камилем Готье,

Михаэлем Тонетом («папа» «венского стула»),

архитектурных объектов -

Густавом Эйфелем,

Антонио Гауди,

Виктором Орта,

живописи -
Густавом Климтом,


Альфонсом Мухой.

В свою очередь Ар-Деко - декоративное искусство, появившееся в результате синтеза неоклассицизма и модерна (или точнее - последствий Ар-нуво) .

Для этого жанра характерна графическая закономерность, орнаментальность, преимущественно этническая, использование дорогих современных материалов как слоновая кость,

редкая кожа, дорогие породы дерева и инкрустации серебром.

А теперь чуть четче...

Ар-нуво – одно из названий разноликого стиля, существовавшего приблизительно с 1885 по 1914 годы.

Означает «новое искусство» - оно и было таковым, в момент происхождения. В русской литературе до революции его называли «новейший стиль».

В советское время был принят термин «модерн». Сейчас в связи с тем, что англоязычная литература активно использует термин «modern» в прямом

смысле – то есть «современный», предпочтительно использовать общепринятую же англоязычную терминологию – «Art Nouveau».

Ар-деко – 1925 -1940 гг. – происходит от названия выставки проведенной в 1925 году в Париже - Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes –

где были представлены новые работы европейских дизайнеров – пожалуй впервые в таком количестве после Первой Мировой войны.

Термин, по большому счету, прижился в конце 60-х годов ХХ века, когда стиль начали описывать искусствоведы.

Для Ар-Нуво источниками поиска идеи были:
- готика, точнее интерпретация готики мастерами движения «арт-энд-крафт»,
- искусство современной ему Японии,
- отчасти Древний Египет
- народное искусство – причем влияние последнего очень и очень велико – до такой степени, что фактически в некоторых странах стиль арт-нуво стал выражением

национального возрождения и самоутверждения.

Для Ар-Деко:
– искусство Древнего Египта – в очень высокой степени,
- искусство Древней Месопотамии (их влияние связано с активными раскопками в этих регионах);
- искусство Дальнего Востока,
- далекие друг от друга кубизм и эдвардианский неоклассицизм,
- этника и примитивное искусство – от африканских мотивов до древнегреческой архаики.

Отсюда кстати, вытекает их основное, принципиальное различие:
Ар-нуво – стиль национальный, раздробленный так и не ставший интернациональным – об этом свидетельствует даже отсутствие единого названия – в каждой стране оно самобытно,

соответственно арт-нуво так и не стал Большим Стилем – в отличие от Ар-деко.

Ар-нуво по ощущениям - женское, томное, изысканно и мягко эротично . Каждым изгибом орнамента, силуэта, материала.

Посмотрите на примере ювелирных украшений:

Ар-деко - гораздо более стремительно и мужественно, брутально и даже несколько агрессивно сексуально.


Основополагающий мотив фонтана – полностью укладывается в теорию Фрейда.

Краски Ар-нуво – приглушенные, «природные», пастельные - за исключением, может быть бело-золотого стиля Сецессиона.


Краски Ар-деко – яркие, кричащие, контрастные – сошедшие с полотен Матисса, и прочих художников той поры.


В орнаментах Ар-нуво стилизуются мотивы самых обычных растений и цветов – тех, что растут прямо тут, под окном у художника.
Ар-деко вдохновляют буйные тропические растения из далеких заморских стран.

Ар-нуво – молочный мрамор, тусклое серебро, красное дерево, полудрагоценные камни.
Ар-деко – полированное серебро, блистающая латунь, слоновья кость, черное дерево и хромированная сталь.

Ар-нуво питает любовь к птицам и насекомым и рыбам.
Ар-деко прославляет пантер, львов и их добычу – лань (сказывается влияние Месопотамии).

Женщины Ар-нуво духовно-анемичны или томно-пухлы, а бесконечно-текучие волны их волос – вообще фирменный знак стиля.

И, кстати, создается впечатление что все они – высоки ростом. Мужчины же выглядят как вечные юноши – это в лучшем случае.


Женщины Ар-деко маленькие, крепкие, колюче-спортивные, вечно куда-то летящие, а если и полны, то особой,

здоровой полнотою – тоже крепкой и звенящей.


Ар-нуво с самого рождения своего любит плавную длинную практически бесконечную линию.


Решили сменить дизайн своей квартиры? Хочется чего-то свежего, интересного, оригинального? Не знаете, с чего начать? Подумайте, в каком стиле вы хотели бы видеть свое жилище. Если вы любитель всего натурального, предпочитаете естественность и плавные линии в оформлении комнат, то стиль арт-нуво в интерьере – это то, что вам нужно.

Немного истории

В переводе с французского это словосочетание обозначает «новое искусство». L’Art Nouveau – название французского искусства периода Модерна конца 19 – начала 20 веков. Если точнее рассматривать историю данного стиля, то он считается одним из направлений «флореального» стиля, другое его название «декоративно-орнаментальный стиль».

Арт-нуво как стиль интерьеров возник в эпоху брожения умов. На рубеже 19-20 веков все старые принципы искусства стали отвергаться. Представители искусства перестали подражать природе, считая, что это ограничивает их творческую свободу. На смену классическим традициям они принесли сложный символизм, образные ассоциации и подчеркнутую декоративность.

Многие люди не понимали тонкую философию и глубокий символизм, которые легли в основу арт-нуво. Но он особо ценился творческой богемой, романтиками. Двухмерные изображения, плавные изгибы линий, плоские узоры, ручная работа, богатый декор – отличительные черты стиля арт-нуво в его первоначальном обличии. Просуществовал он недолго, на смену ему пришло машинное производство. И роскошные интерьеры заменили одноликие конструкции из бетона.

Сегодня стиль арт-нуво переживает свое второе рождение. Многие считают, что он и стиль модерн одно то же. На самом деле, это не совсем так. Стиль арт-нуво имеет свои отличительные черты.

Цветок цикламена, необыкновенно изогнутый, лилия, ирис, кувшинка, водоросли, колокольчик, – все это символы арт-нуво. Растительные и животные орнаменты изображаются плоскими.

При оформлении квартиры или дома ориентируйтесь на определенные черты арт-нуво. Совершенно необязательно, чтобы они все присутствовали в рамках интерьера одной комнаты. В основе концепции интерьера лежат национальные особенности страны, направление арт-нуво проявляется в акцентах.

Цветовая палитра

Используйте определенную цветовую гамму, в которой преобладают оттенки, характерные для водной стихии:

  • главный цвет – зеленый, всего его оттенки, белый, голубой, золотой и серебряный, имитирующие блеск воды на солнце;
  • дополнительные цвета - темно-коричневый, серебристо-лиловый, грязно-розовый, сероватый.

Линии, формы, орнаменты

Изогнутые мягкие линии, волны декора стен и потолка плавно перетекают в элементы настенных и потолочных конструкций.

Обилие декоративно-растительных орнаментов в неуловимо изогнутых формах находит свое отражение на тканях и обоях.

Стены могут декорироваться деревянными панелями, тканевыми гобеленами, декоративной росписью. При оформлении стен, потолка, пола обыгрывается природная тематика (вода, растения). Металлические конструкции в интерьере напоминают заросли необычных цветов.

Помните, что большое количество цветочных мотивов способно сделать маленькую комнату еще меньше, поэтому будьте аккуратнее при оформлении небольших помещений в стиле арт-нуво, используйте отделочные материалы с мелким и неброским рисунком.

Создавайте потолки необычной формы (можно сочетать конструкции из гипсокартона и натяжные потолки) с оригинальными лепными или гипсовыми бордюрами.

Окна и материалы

Данное направление тяготеет к специфическому оформлению окон (в результате особой обработки стекла достигается эффект мерцающего льда), использованию витражей, зеркал круглой или овальной формы.

Используйте натуральные ткани в интерьере с богатой расцветкой, элементы из металла, камня или стекла. Все материалы должны гармонировать между собой.

Круглый или овальный ковер насыщенного цвета станет изюминкой интерьера.

Мебель и аксессуары

Все предметы меблировки должны быть выполнены из добротной древесины, с изогнутыми ножками, резьбой, не имеет грубых острых углов. Арт-нуво тяготеет к обтекаемым, полукруглым формам, даже если есть прямые углы, их затушевывают и округляют. Шкафы, полочки, этажерки украшают бронзовые вставки; используются кованые изделия.

В качестве дополнительных элементов декора используются картины современных художников.

Данный стиль прекрасно сочетается практически со всеми стилями. Например, вы можете оформить потолки, стены и полы в стиле арт-нуво и поставить в комнате современную технику.

Можно оформить таким образом спальню, гостиную, кухню, ванную.

Интерьер в стиле арт-нуво предпочитают люди, любящие природу и тяготеющие ко всему натуральному, естественному в оформлении своего жилища. Также его выбирают семейные пары и незамужние девушки. Мягкие изгибы и очертания в дизайне говорят о женственности и нежности владельцев жилища.

Арт-нуво в своей современной интерпретации – это своеобразная визитная карточка дома, демонстрирующая вкус и предпочтения своего хозяина.

Стиль арт-нуво – очень интересное направление в современном интерьере. Это название переводится с французского как «новое искусство». Арт-нуво (art nouveau) – это ответвление стиля модерн, иначе называемое декоративно-орнаментальным стилем. был весьма популярен в первой половине XIX – начале XX века, в особенности у творческой богемы и модных деятелей искусства. Характеризуется этот стиль мягкими плавными углами и линиями, особое внимание уделяется оригинальным предметам декора.

История стиля арт-нуво

Арт-нуво зародился в конце XIX века, в эпоху триумфа человеческой мысли и появления новых технический идей. Основы стиля арт-нуво разработали французские художники и декораторы, вдохновленные модным в ту эпоху японским традиционным искусством. Волнообразные сглаженные линии, традиционные растительные орнаменты – все эти восточные веяния нашли в нем свое отражение.

Элементы стиля арт-нуво довольно быстро вошли в обиход и начали активно использоваться в оформлении интерьера. На основе плавных линий была разработана концепция «перетекающего» пространства. Декор, конструкции, отделка мебели и предметов быта – все должно было подчиняться этому принципу.

Данный стиль был интересен тем, что функциональность предметов обстановки сочеталась с изысканностью, оригинальностью и даже причудливостью внешнего оформления. Благодаря этим концепциям, стиль арт-нуво в интерьере снискал себе множество поклонников. К ярким предметам того времени, наиболее полно иллюстрирующим идеи арт-нуво, следует отнести фирменные вышивки на портьерах Г. Обриста, предметы интерьере от Гауди, мебель от Мажорена, Пруве, Груббера, Энделя, всемирно известные витражи Тиффани, и прочее.

Особенности стиля арт-нуво в оформлении интерьера

Стиль арт-нуво для оформления интерьера – это, прежде всего, отказ от прямых и четких геометрических линий, приятная округлость и плавность в оформлении любого предмета. Гармоничное сочетание мебели и декора из разных фактур создает впечатление «природного» интерьера, к которому не прикасалась рука человека. Данный стиль предполагает использование современных материалов, а также полную свободу дизайнерских идей. Главный девиз этого стиля – сделать каждый дом неповторимым и непохожим на другие.

Цвета и отделка

Культовыми цветами стиля арт-нуво являются приглушенный голубой, белый, серебряный, золотой, болотный, сливочный. Очень часто для создания эффекта объемного пространства на стены в этих светлых пастельных тонах наносится орнамент и расставляются яркие цветовые акценты.

Арт-нуво в интерьере

Великолепно смотрится двухцветная отделка стен с волнообразной границей между цветами. Также можно отделать стены, использовав обои в стиле арт-нуво с цветочным или растительным орнаментом. Очень интересно смотрятся стены, с объемным эффектом – создается впечатление, что вас окружает стена из живых цветов.

Оформление пола

Идеальным для этого стиля будет пол из однотонного светлого камня с волнообразным рисунком. Изысканно и богато смотрится натуральный дубовый паркет. А вот ковров стоит избегать, разве что можно положить небольшой коврик возле кровати или под тумбочку.

Главный принцип подбора мебели в этом стиле – плавность и текучесть форм. Следует избегать предметов с острыми углами. Красиво и изысканно смотрится мебель арт-нуво с гнутыми ножками, резной отделкой спинки и подлокотников, с мягкой тканевой обивкой. Цвет обивки может быть однотонным насыщенным, а может быть пастельным с рисунком.

Можно использовать кресла и других направлений стиля модерн, дополнив их подушками с изображением цветов. Прекрасно оживляют интерьер изящные столики с основой из витых железных прутьев, декорированных цветами и листьями, и такие же стулья. А симпатичные кушетки и маленькие округлые диванчики придадут вашей комнате изящный вид аристократических салонов начала века.

Главный элемент декора в стиле арт-нуво – это цветы. Лучше всего использовать изображения водных цветов – ирисов, лилий, фиалок. Цветочные мотивы используются в текстильных занавесях, на подушках, отделке часов, торшеров и бра.

Также необычно будут смотреться стилизованные рисунки морских обитателей – раковин, морских звезд. Особо красиво сморится ванная, декорированная такими изображениями.

Стоит использовать также в оформлении интерьера изображения экзотических птиц (павлинов, попугаев) или плодов.

В современный интерьер можно вписать большие цветные . Используйте в причудливых резных рамах из натурального темного дерева – они зрительно расширяют помещение. Великолепно выглядят изящные изделия из витых железных прутьев – каминные и оконные решетки, перила. Стоит также использовать в отделке интерьера арт нуво изделия из цветных .

Интерьер в стиле арт нуво очень красив и изыскан. Этот стиль, несомненно, придется по вкусу уточненным творческим натурам. Его прелесть состоит в одновременном сочетании изысканности, хорошего вкуса и функциональности. Если вы романтичны, цените оригинальность и любите окружать себя красивыми вещами, то стиль арт нуво создан именно для вас.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.